Apr 12, 2016 15:00
При решении задач геополитического характера у России и Китая есть одно ключевое различие: в России экономика - жертва геополитики, в Китае - ее основной инструмент.
Российская модель завоевания статуса сверхдержавы - затянуть потуже пояса, напрячься посильнее, показать миру условую "Кузькину мать", попутно играя в "многоходовочки" с переменным успехом и закручивая в стране гайки.
Китацы в эти игрушки наигрались еще во времена тов. Мао, поняли всю неэффективность такого подхода в долгосрочной перспективе, и стали усиленно развивать собственную экономику. И разогнали ее до такого состояния, что в современном мире ссориться с Китаем даже США не выгодно, и весь мир считается с китайскими интересами.
Причем у российского подхода к геополитике есть есть еще одна замечательная особенность: расслаблять булки, пока жареный петух не клюнет. Потом с криками "Ура! наломать дров и расхлебывать результаты такой "политики". Такая себе особенность национального характера.
В этом отношении китайцы больше похожи на ежа, который прет медленно, методично, зато никогда не останавливается.
Говорят, что в России две проблемы - дураки и дороги. Причем первая проблема строит вторую. Я с этим лично не согласен - первая проблема как раз дороги НЕ СТРОИТ.
Пролившийся на страну дождь из нефтедолларов в 2001-2014 годах надо было не рассовывать по карманам и оффшорам, а вкладывать в инфраструктуру. Причем с самого начала. В такой протяженной стране, как Россия, это является просто насущной необходимостью.
Можно было построить скоростную железную дорогу Москва-Владивосток, и сейчас гонять по ней поезда собственного производства со скоростью 400 км/ч. Да хоть покупные "Сапсаны" и "Аллегро" - главное, чтобы дорога действовала и способствовала ускорению коммуникации между регионами.
Китайцы вон в Тибет железную дорогу проложили по высокогорью, там где до этого только дикие яки ходили. А в России что не могут так?
Представьте себе - 6 часов от Москвы до Екатеринбурга на поезде! Зачем вообще при таком раскладе нужен самолет - тащиться час в аэропорт, потом ждать регистрации, посадки, а вдруг - задержка вылета?
С авиацией тоже можно было не подгребать все под "Аэрофлот", а, наоборот, развивать конкуренцию в этой сфере, создавать условия для создания новых российских авиакомпаний, выделять субсидии и кредиты под низкие проценты. Реконструировать аэропорты в провинции - это тоже вклад в инфраструктуру. Это чтобы не вздыхать по советским временам, когда аэропортики для "кукурузников" чуть ли не в селах строили.
В России же получается все с точностью наоборот. Упал под Ярославлем ЯК-42, так пустили под нож молодую и перспективную авиакомпанию "Авианова", которая только-только вышла на 6 место в стране по пасажжиропотоку и начала осваивать зарубежные направления. Чисто для того чтобы "выпустить пар" и переключить внимание. Хотя тот ЯК-42 к "Авианове" вообще никакого отношения не имел.
С банками и финансами та же фигня происходит. Пресловутый №110-ФЗ, принятый якобы для борьбы с финансированием терроризма, на практике сильно усложнил проведение электронных платежей. Жесткие лимиты, необходимость чуть ли не по любому чиху топать с паспортом в офис и прочие неудобства.
В результате принятия №110-ФЗ были убиты интересные и перспективные платежные продукты ("VISA - Билайн - Альфабанк" например), в других случая были созданы дополнительные неудобства клиентам. Например, владельцам карты "Кукуруза" пришлось лишний раз идти в Евросеть с паспортом и уточнять свои данные (справедливости ради - это косяк отчасти самой Евросети, которая не заносила в базу дату рождения, хотя паспорт требовала, а также не предусмотрела удаленной версии данной процедуры).
То же самое касается ограничений на свободный обмен валюты до смехотворной суммы в 15 000 рублей. От такой политики деньги все больше уходят в тень.
А должно быть с точностью до наоборот: государство должно создать максимально благоприятные условия для физических лиц в обращении с их собственными финансами. И, о ужас для некоторых (!), вообще до определенной большой суммы (допустим, 500 000 р.) не думать о происхождении средств.
Вместо того, чтобы пытаться уследить за каждым мелким налогоплательщиком, и терроризировать по этому поводу банки, нужно создать все условия для простоты обращения денег. Налоги пускай платят банки, владельцы торговых точек и т.д. Крупных контролировать проще - их меньше.
на злобу дня,
Россия,
политика,
Китай,
экономика