Современный обыватель привык к тому, что радикальные исламисты вроде того же ИГИЛа или еще какой аль-Каиды - это такие чокнутые бородатые дядьки с "калашами", которые кричат "Аллаху акбар" и устраивают теракты по всему миру. На самом деле все гораздо интереснее и чудесатее, если вы на том же YouTube поищите, во-первых, их пропаганду, во-вторых, ролики из обычной жизни территорий, подконтрольных разным радикальным группировкам.
Так вот, исламисты предлагают свою версию общества всеобщей социальной справедливости. Только их социализм основан не на идеях Маркса и Энгельса, а на многовековой мусульманской традиции и шариатском праве. При этом в традиционной российской политологии понятие исламского социализма оказывается слишком узким: скажем, "Зеленый социализм" Каддафи - это социализм, клановый "социализм" Асадов - тоже социализм, а вот идеология Исламского государства - это что-то другое. По мне так очень недалекий взгляд, связанный с еще советской школой марксизма.
По сути, исламские радикалы предлагают именно то самое общество "свободы, равенства и братства". Вы посмотрите их пропагандистские ролики, в которых они призывают молодежь вступать их ряды: "Приходи к нам, станешь нашим братом, тут с тобой поделятся последней коркой хлеба и последним патроном". Тем более что ислам итак определяет равенство всех мусульман внутри уммы (мусульманского общества). Одна их крупных группировок, к слову, так и называется - "Братья мусульмане".
Исламский проект устройства экономики предлагает отказ от многих принципов современной капиталистической системы, в первую очередь института долговых обязательств, без которого нынешняя мировая экономика просто немыслима.
На подконтрольных радикальным исламистам территориях, на удивление, "чокнутые бородатые дядьки" занимаются помощью старикам и неимущим (этому учит ислам), строят школы, ведут просвятительскую деятельность, даже чеканят собственные деньги.
Если глубже изучать идеологию радикальных исламистов, то там можно отметить много моментов, которые в нынешнем западном обществе (включая российское) считаются признаком "продвинутости": критическое отношение к современному глобальному капитализму, либеральным ценностям, официальной науке и вообще многим достижениям привычной нам цивилизации, конспирологические теории заговора, антиглобализм, традиционализм, критика феминизма, тема возврата к истокам и истинной духовности, противопоставление "правильного" корпоративизма в обществе "неправильному" индивидуализму.
Только в отличие от наших доморощенных американофобов-антизападников, которые рассуждают про заговор Госдепа и прочих рептилоидов у себя на кухне, попивая чаек, эти ребята предпочтают жечь "Абрамсы" из гранатометов где-нибудь в Ираке или Афганистане, расстреливать зажравшихся представителей "золотого миллиарда" на улицах Парижа, взрывать самолеты с праздными туристами.
К тому же они обладают удивительной живучестью - сколько не гоняла доблестная американская армия талибов по горам Афганистана, те все равно снова вылезли из своих пещер и взяли под контроль почти половину территории страны. Они способны, в отличие от зажравшихся европейцев, выживать в условиях реального постапокалипсиса.
Они способны выточить мины на станке в подвале, изготавливать самодельные баллистические ракеты, а напичканый взрывчаткой и обшитый железными листами грузовик, управляемый смертником, превращается в мощное штурмовое орудие. Их любимое оружие - старый добрый автомат Калашникова, простой и безотказный. Его даже изображают на эмблемах многих радикальных исламских группировок - "Хезболла", "Джейш аль-Ислам", "Армия моджахедов", "Гураба аль-Шам" и т.д.
Как показали первые свободные выборы времен Арабской весны в Египте, исламисты имеют большую популярность у арабской бедноты именно благодаря своим лозунгам социальной справедливости. А Запад, поддержав исламских радикалов в Ливии и Сирии, походу, далеко не сразу понял, с кем он имеет дело. Вместо дряхлых и относительно спокойных социалистических режимов на Ближнем Востоке они получили очень активных и злобных ребят с большими амбициями.