Наш президент, Владимир Владимирович Путин, очень недоверчивый человек. Он не доверяет бизнесу, что крупному, что мелкому. Сказывается, видимо, различие психологии бизнесмена и КГБ-шника, а также разгул олигархов в "лихие" 90-е. Собственно, первое, с чего начал Путин свой путь у власти - "равноудалил" бизнес от политики. Скажу, что избавление от такой фигуры, как Березовский, было вполне адекватной и полезной для страны мерой. А вот в случае с Гусинским и особенно с Ходорковским количество побочных эффектов было явно несравненно больше.
Со временем власть "закошмарила" бизнес так, как не получалось это даже бандитов в 90-е. Оно и верно - бандиты сами были бизнесменами, пусть и несколько теневыми, многие мечтали в конечном счете легализоваться и превратиться в полноценных буржуа. А вот чиновники и "силовики" для предпринимателей оказались куда большим кошмаром - достаточно вспомнить, как отжали "Евросеть" у Чичваркина.
Путин не доверяет элитам, включая большую часть своего близкого окружения. В свое время его сильно напугали "Революция Роз" в Грузии и украинский "Оранжевый Майдан". Ведь любая "цветная революция" - это не происки злобного Госдепа в первую очередь, как любят петь на НТВ, а революция элит, когда более молодая группировка собирает народ на площади и выпинывает "стариков" из власти.
Отсюда и сворачивание демократических институтов после 2003 года, полная стерилизация политической сферы, крайне жесткое подавление "Маршей несогласных", отмена выборности губернаторов, полное подчинение всех центральных СМИ Кремлю.
Путин не доверяет собственному народу. До "Арабской весны" ему казалось, что регулярной промывки мозгов посредством зомбоящика достаточно для лояльности и покорности простых граждан. Однако пример национального лидера Джамахирии, которого линчевал еще недавно благодарный ему народ, явно впечатлил Владимира Владимировича. А тут еще и собственный народ вышел на улицы в декабре 2011, требуя честные выборы, демократию и Россию без Путина!
После этого Путин окончательно замкнулся в рамках специально отобранной аудитории "представителей народа" и толп согнанных бюджетников на пару с гастарбайтерами (которым он все равно не доверяет). Квинтэссенцией этой позиции были стерильно пустые улицы Москвы, по которым ехал старый-новый президент в день своей третьей инаугурации по Москве.
Путин не доверяет иностранным партнерам, по сути, с самого начала. С одной стороны, они не восприняли его как равного. С другой - он сам не смог найти прочного места себе и России в мировой политике, постепенно скатившись в тупую конфронтацию с Западом под лозунгами исторической уникальности пути России. Боязнь Госдепа - это вовсе не выдумка кремлевских политтехнологов, а животный страх самого Путина.
В результате Россия ссорится с Украиной и другими соседям по СНГ, начинает стремиться в сторону авторитарных режимов вроде диктатуры Каримова и даже иранской муллократии, влезать в сомнительные геополитические авантюры вроде поддержки Башара Асада.
Разным политтехнологам, громко именующим себя "специалистами по геополитике", показным "государственникам" и "ультратрадиционалистам" Путин тоже не доверяет. Просто он знает, что сам же их вывел в свое время на политическую арену для достижения разных тактических целей. Он знает, что они - просто клоуны, причем куда более мелкие, чем Жириновский - протеже КГБ-шников 80-х.
Вопрос: кому же доверяет Путин?