Изучаем опыт шведского метрополитена

Aug 11, 2013 07:00

Мы очень гордимся Московским метрополитеном, который у нас одновременно и самый красивый, и самый загруженный в мире. Но, согласитесь, далеко не самый удобный. В этом плане нашим метростроителям стоит поучиться у своих зарубежных коллег.

В качестве сравнения я предлагаю метрополитен Стокгольма. Часть этих фотографий я уже постил, но сегодня мы будем рассматривать их уже не как просто "фото из путешествий".

В общем, приступаем.

Любой метрополитен начинается с вестибюля. Тут шведы поступают максимально практично, никаких излишеств вроде строительства отдельного здания для вестибюля, как это практиковалось в советские времена. Что интересно, эскалатор может начинаться прямо от входа. Многие спросят, а где тогда кассы. Это особый момент, я к нему вернусь позднее.




Согласитесь, удобно. Особенно для пожилых людей или, как на фото, мамы с коляской.

Разумеется, так бывает не всегда. Вот спуск на станцию Gamla stan в самом центре города.




Обращаем внимание на то, как устроены поручни. Об этом, кстати, недавно писал Варламов. Во-первых, есть поручен в центре, во-вторых, он двухсторонний! В третьих, он круглый и за него удобно держаться.

Пешеходные переходы могут быть длинными. Особенно на T-Centrallen, где прям целый лабиринт, в котором туристам поначалу непросто разобраться. Да, тут тоже есть музыканты и побирушки, как правило, мигранты. Но выглядят они, так скажем, гораздо позитивнее, чем в Москве. Никаких диких ужасов капитализма, которыми любила потчевать народ советская пропаганда.




А как быть, скажем, инвалидам с колясками, спросите вы? Тут все элементарно! Как правило, станции метро оборудованы лифтами.




Еще один. Обращаю внимание на наличие мусорной корзины. Шведы терактов не боятся, зато на станции чисто.




В случае больших переходов между станциями также используются лифты. С указанием на какую станцию и линию они ведут.




А вот за это шведским метростроителям, на мой взгляд, нужно памятник поставить. Движущиеся дорожки в метрополитене. В Москве в метро я не видел их вообще нигде, а за его пределами они работают, похоже, только в Шереметьево и некоторых торговых центрах. Обращаю внимание на важную деталь: поручни по обоим краям дорожки в центре. Чего только не хватает шведам по мне - дорожек для слепых.




Однако вернемся ко входу в метрополинен.

Шведы радикально решили проблему прыгучими мигрантами и прочими любителями на халяву прокатиться в подземке. Створки турникета - в полный рост! Короче, фиг перепрыгнешь. Кстати говоря, мигранты на этом фото - тут как тут. ))




Система продажи билетов у шведов по мне так довольно дурацкая. Собственно, типов билетов два: разовые "талончики", которые можно купить в газетном киоске в переходе (подскажут, если что), либо пластиковая карта "City card", которую можно купить там же или у диспетчера при турникетах (дороже). Карту можно зарядить в специальном автомате, в том числе с пластиковой карты VISA и MasterCard.

Про эскалаторы сказать особо нечего. Они просто есть и работают. Старых и скрипучих не встречал. Есть довольно глубокие станции.




Отдельно стоит сказать о рекламе. Во-первых, она есть. Во-вторых, она не бросается в глаза и не пытается занять все пространство, как это часто бывает в метрополитенах стран бывшего СССР (например, Киев, Екатеринбург).




В вагоне.




Хотя "отклонения" тоже встречаются. На стекле эта рекламка выглядит не слишком эстетично, tema бы стал ворчать.




Тема до боли избитая, но в России пока воз и ныне там. Отображается время до двух ближайших поездов, и куда они едут. В Москве это пока реализовано только на Филевской ветке, и то только потому, что у нее два конца. Тем не менее, это актуально и на других ветках. Допустим, на "зеленой" Замоскворецкой ветке поезда нередко едут только до Сокола на севере и до Каховской на юге. Плюс время до ближайшего поезда как минимум более практично.




На каждой станции - информационное табло. Минимум два, на обе стороны.




В обязательном порядке - схема метро. Кстати говоря, в отличие от, скажем, Москвы или Берлина, она не радиально-кольцевая по своей структуре, а центрально-ориентированная. Практически все ветки пересекаются в одной точке - станции T-Centrallen. Там же расположен железнодорожный вокзал и центральный автовокзал.




И карта города.




Да, на многих станциях есть автоматы для продажи всякой всячины. Кстати говоря, нашу монету в 5 р. нередко принимают за 1 шведскую крону, что чуть больше курса, зато не нужно менять ))




Вагоны. Попадаются вот такие старые, очень похожие на наши. Лавки, кстати говоря, во всех вагонах - поперек, как у нас в электричке.




В новых - так же. Система поручней очень развита.




Двери в новых вагонах открываются наружу, как в наших "Русичах". Еще одна важная деталь: зазор между вагоном и платформой. Попасть случайно ногой в эту щель просто нереально, чего не скажешь о московском метрополитене. Причем в Стокгольме щель не велика даже у старых вагонов.




Вообще чисто. Максимум, что я встречал - это редкие фантики. Но ни разу - мусора в большом количестве, блевотины, разлитых напитков. Впрочем, это уже вопрос к культуре населения, а не к метро.




Поезда в Швеции питаются, как и у нас, от контактного рельса. Однако расположен он с другой стороны от платформы, так что в случае падения на пути шансов встретиться с высоким напряжением значительно меньше.




Зачем здесь нанесли указатель север-юг и в чем его удобство, я не в курсе. Поначалу я думал, что это - часть дизайнерского решения.




Однако при просмотре снимков обнаружил, что на других станциях он тоже есть.




Другие полезные указатели на полу тоже присутствуют. Этот опыт в Москве на вооружение взяли лишь недавно.




Всю галерею можно посмотреть тут: http://vk.com/album38852174_133449350

Россия, Швеция, метро

Previous post Next post
Up