«Каменный век закончился не потому, что кончились камни»,
шейх Ахмед Заки Ямани, министр нефти Саудовской Аравии
Правды нет
Египет в позднем бронзовом веке переживал период расцвета, названный египтологами Новым Царством. Власть фараона простиралась с юга на север от Нубии до Сирии включительно. Теперь это было одно из крупнейших царств Западной Азии, могущество которых основывалось на силе бронзового оружия и боевых колесниц аристократии.
Именно тогда были построены знаменитые храмы и гробницы в Долине Царей недалеко от Луксора, привлекающие в наше время толпы туристов. Памятники времен Нового Царства и сегодня поражают своми великолепием, поскольку сделаны не только с размахом, но и с большим искусством.
Замечательно и то, что образ жизни строителей этих гробниц изучен во всех деталях, благодаря раскопканной в районе Дейр-эль-Медина деревне рабочих. Этот населенный пункт назывался в древности Сет-Маат т.е. "место истины", здесь жили представители самых разнообразных профессий, работавшие над созданием гробниц. В Дейр-эль-Медине было найдено огромное количество папирусов и различных черепков с надписями, что позволило составить довольно полную картину повседневной жизни этого места.
Сет-Маат населяли наемные государственные работники, которые должны были являться на работу в строго определенные дни и часы. Это были каменетесы, штукатуры, медники, гипсоделы, водовозы, а также и более квалифицированные профессионалы, работавшие над оформлением гробниц. За свою работу они получали снабжение из государственных запасов. Снабжение, очевидно было неплохим, потому, что было немало желающих сюда попасть.
Хотя поселок назывался в честь богини правды, справедливости и закона Маат, большой популярностью здесь пользовался и Птах. К тому времени он уже давно утратил свой статус верховного бога Египта, каковой имел в эпоху пирамид, но все еще считался покровителем рабочих, ремесленников, всякого рода мастеров. Здесь был специальный храм, посвященный этому богу. Рабочие часто обращались к Птаху с жалобами на свое житье-бытье. Известно, что в храмах Птаха, устанавливались гигантские уши, которым можно было поведать о различных проблемах.
Маат и Птах
К концу правления Рамзеса III городок Сет-Маат стал часто испытывать перебои со снабжением, что вызывало забастовки и другие проявления недовольства. В 1158 г. до н.э. на самом излете бронзового века здесь случилась настоящая массовая стачка, описанная на хорошо сохранившемся папирусе, который хранится в Турине (Италия).
Дело началось с того, что выдача продуктов в очередной раз была задержана на 18 дней. Рабочие всей толпой направились к Рамессеуму, храму покойного царя Рамзеса II, где находилась администрация фиванского некрополя и крупные зернохранилища. Там были выдвинуты требования.
- "Мы пришли сюда ибо испытываем голод и жажду. У нас нет одежды, нет масла, нет рыбы, нет овощей. Пошли к фараону, нашему доброму владыке, и пошли к визирю, нашему начальнику!"
Но зерна, очевидно, не было. Чиновники и жрецы пытались увещевать народ разговорами о духовных ценностях и раздачей обещаний. Однако это мало помогало. Протесты продолжались несколько дней. Люди приходили каждый день, шумели у ворот храмов, проникали внутрь. Многие оставались ночевать прямо у ворот. На седьмой день стачки, зерно все же было доставлено и полагающиеся пайки выданы.
Но проблемы на этом не закончились. В последующие месяцы мастера начали покидать Место Правды. Чиновники вдогонку ушедшим посылали людей, чтобы уговорить ценных работников вернуться. Но те получали такой ответ:
- "Мы не вернёмся, скажите начальству! Воистину, мы ушли не потому, что голодали. Нам нужно сделать важное заявление. Воистину, неправда творится в этом месте фараона!"
Описанные драматические события случились в самый разгар так называемого "бронзового коллапса" или "катастрофы бронзового века" Так современные историки именуют насыщенный событиями рубеж в начале XII в. до н.э., отделяющий эпоху бронзы от некоторого длительного переходного периода, который продолжался несколько столетий и после которого наступил, наконец, "век железа". Этот переходный период сопровождался глубоким упадком культуры во всем регионе Средиземного моря. Проще говоря, это были темные века, наступившие после того, как рухнули цивилизации бронзового века, стабильно развивавшиеся до этого в Средиземноморье и на Ближнем Востоке.
Но в XIV- XIII вв до н.э. все было иначе. Восточное Средиземноморье по всем признакам переживало культурный и экономический взлет. Новое царство Египта процветало под властью прославленных фараонов, в Греции Микены установили свою гегемонию и Хеттская держава в малой Азии находилась на пике своего могущества. Великие державы активно боролись за господство. Цивилизации уже не были изолированы друг от друга. Цари вели друг с другом дипломатическую переписку, создавали альянсы. А главное, морская торговля приобрела значительный размах.
Ресурсное проклятие Кипра
Одно из самых выдающихся открытий подводной археологии - находка так называемого улубурунского корабля, затонувшего, как предполагается в конце XIV в. до н.э. у берегов современной Турции. Судно имело явно торговое назначение и перевозило разнообразные товары. Найденные предметы имеют египетское, греческое, ханаанское происхождение. Это различные керамические изделия, поделки из редких камней, золотые украшения и прочие редкости. Также перевозились некоторые продукты, экзотические для эгейского бассейна, например финики, гранаты. Не было на корабле чего-либо похожего на деньги. Монету тогда еще не изобрели. Однако главным грузом был металл - слитки меди весом около 28 кг, называемые археологами слитками в виде бычьей шкуры, были сложены в трюме корабля.
Помимо меди на улубурунском корабле имелся также груз олова, правда в меньшем количестве. Соотношение между медью и оловом примерно 10 к 1, т.е. как раз такое, которое требуется для выплавки бронзы.
Происхождение этого олова, оказалось сложным. Недавними исследованиями
было установлено, что большая часть олова происходит из Анатолии, из металлургического центра Болкардаг. Это совсем близко от Кипра, хотя и вдали от моря. Неделя-другая путешествия на мулах и олово на побережье.
Однако около 30% слитков происходили из куда более отдаленных районов. Вероятно это была Центральная Азия, территория современных Таджикистана и Узбекистана. Можно вообразить какова должна была быть себестоимость этого олова, если его приходилось доставлять за тысячи километров из глубин континента.
Зачем же было доставлять олово из Центральной Азии, если его месторождения были совсем близко, в Анатолии? Очевидно, что для этого были серьезные причины.
О торговле анатолийским оловом из Болкардага известно по крайней мере с XIX в до н.э., об этом свидетельствуют многочисленные клинописные документы относящиеся к тому времени. Значит к моменту гибели Улунбурунского корабля история добычи олова в этом районе насчитывала уже несколько столетий. За это время месторождения в Болкардаге вероятно были попросту выработаны. Фактически они уже не могли обеспечить спрос со стороны государств, которым требовалось все больше и больше бронзы.
Хотя Центральная Азия была далеко, но зато и месторождения там были намного богаче. Соответственно и трудозатраты на добычу и доставку до морского побережья одной единицы металла были сопоставимы. Вот почему на Улунбурунском корабле присутствует олово и из ближайшего Болкардага и из далекой Бактрии.
Впрочем, были и другие источники олова, которые также находились очень далеко от восточного Средиземноморья. На сегодняшний день доказано, что олово доставляли на Ближний Восток в том числе аж из месторождений на Британских островах, по-видимому путем посреднической торговли. То есть прежде чем попасть на рынки Ближнего Востока, олово должно было преодолеть путь длиной в тысячи километров по морю, либо по суше через всю Европу.
Изотопный анализ меди с улубурунского корабля показал, что она, происходит с острова Кипр.
Кипр, в отличие от окружающих его стран Средиземноморья не прославился в качестве какой-то особенной древней цивилизации. Хотя там было немало больших городов, своя определенная система письма, правда, до сих пор не расшифрованная. Существовавшие на Кипре государства вступали в дипломатические отношения с величайшими державами того времени.
Однако настоящее значение Кипра в бронзовом веке заключалось в другом. Именно здесь была сосредоточена добыча меди - главного материала для изготовления оружия. Естественно, доставлять медь из отдаленных регионов, как олово, было бы слишком трудно и вряд ли вообще возможно в таких количествах, которые требовались для оснащения армий бронзовым оружием. Ведь потребность в меди превосходила потребность в олове десятикратно. Вот почему Кипр, обладавший большими запасами меди был уникальным, стратегическим местом.
Важнейшим центром производства и экспорта меди на Кипре был город Энкоми, в восточной части острова. Раскопки, проведенные здесь показали, что в XIII веке до н.э. это был большой и процветающий город. Даже сейчас на спутниковых снимках он выглядит внушительно.
Вероятно правители Энкоми полагали, что их процветание будет вечным, ведь спрос на медь непрерывно рос, а месторождения в других странах уже истощились и не могли его удовлетворить. Медь можно было обменять на предметы роскоши из самых разных стран, атрибуты богатства и власти.
В одной из построек здесь была найдена бронзовая фигурка воина, стоящего на подставке, совпадающей по форме со стандартным слитком меди.
Но процветание Энкоми, как показали археологические раскопки, было внезапно прервано около 1220 года до н.э. Тогда в городе случился большой пожар, однако в целом он уцелел. Зато после этого, как считают археологи, вокруг Энкоми появилась мощная каменная стена, которая, кстати, хорошо видна на спутниковых снимках.
В это время керамика, характерная для микенской Греции, начинает производиться на месте. Прежде она только импортировалась. Возможно эти археологические факты свидетельствует о том, что ахейцы, поднаторевшие на захвате Трои, добрались и сюда.
Крах
Уже буквально через 2-3 десятилетия после этих событий, весь регион восточного Средиземноморья охватывает какая-то неслыханная катастрофа. Городская жизнь замирает повсеместно, причем внезапно и одновременно. Сопровождалось все это некими бурными событиями, восстановить характер которых сегодня практически невозможно. Как итог, процветавшие города и дворцы на огромном пространстве от Греции до Палестины повсеместно пришли в запустение.
Другие страны, как например Египет, погрузились в хаос и глубокий упадок, связанный с распадом централизованного государства.
Так закончился бронзовый век.
Фактически, большинство городских центров, доминировавших в позднем бронзовом веке, так никогда больше и не возродились. Много столетий спустя их заменили города, поднявшиеся уже в новую эпоху.
Греческие Микены, Тиринф, Мидея, Пилос и другие поселения микенской эпохи были почти одновременно уничтожены в начале XII столетия до н.э., что хорошо подтверждается результатами археологических раскопок. С этого времени последующие столетия в истории Греции вплоть до VII века окутаны непроницаемым мраком.
Гибель Микен, политического центра тогдашней Греции, датируется 1190 годом до н.э. То есть через 30 лет после вероятного захвата Энкоми. Пилосский дворец на юго-западе Пелопоннеса, был уничтожен пожаром около 1180 г. до н.э. Примерно в это же время внезапно прекращает свое существование город Угарит в Сирии, бывший в то время крупнейшим торговым центром Восточного Средиземноморья. Могущественная империя хеттов исчезает навсегда. Их столица Хатусса будет превращена в руины.
Почему случилось так, что центры городской культуры в короткий срок пришли в запустение, могущественные государства перестали существовать, а незыблемый, казалось бы, порядок, установленный бронзой и колесницами великих царей, внезапно рухнул на огромных пространствах?
Надо сказать, что о причинах катастрофы бронзового века высказывалось множество различных соображений. Их искали в землетрясениях, изменении климата, массовом переселении народов. Но ни одно из этих объяснений на самом деле ничего не объясняет. Землетрясения и всевозможные катаклизмы происходили и раньше и позже, но никогда они не приводили к тотальному крушению цивилизации. Массовые миграции подтверждаются археологическими данными и историческими источниками. Но эти явления сами должны иметь причину.
Похоже, что запустения городов и массовые переселения людей - это просто разные стороны одного и того же процесса. Люди заселяют города, когда на рынках они могут обменять достаточное количество товарного продовольствия. И они их иезибежно их покидают, когда оборот продовольствия сокращается. Так происходит, когда экономический рост сталкивается с естественным пределом.
В общем это то, что мы уже видели раньше, в Египте и Месопотамии. Только на сей раз этот предел должен был иметь несколько иную природу.
Это уже не ограниченные территорией речной долины возможности ирригации, а ограниченные ресурсы металлов, в первую очередь меди и олова.
Бронзовое оружие было источником власти, оно же обеспечивало обмен продуктами между распределенными сельскохозяйственными общинами и городами. По мере того как росла роль металлов в войне и торговле, главным условием экономического роста и, что еще важнее, роста государств, становился все возрастающий приток различных видов металла на рынок. В первую очередь компонентов производства бронзы, то есть меди и олова.
Но здесь-то как раз и скрывалась большая проблема. Недостаток этих металлов состоял в том, что в природе их не так уж много. Сказать по правде - совсем мало. Близко расположенные месторождения за сотни лет истощились, а доставлять металл из дальних уголков ойкумены было накладно. Но в той же мере, в которой истощались месторождения, повсюду неуклонно рос спрос на бронзу.
Этот рост рано или поздно должен был упереться в предел. Предел естественный, объективный, который никак не обойдешь. Да, можно было найти новые месторождения, но они лежали в очень отдаленных местностях. Да, можно было бесконечно выжимать металл из старых месторождений, но со временем это становилось все труднее.
Месторождения никогда так и не исчерпались полностью. Все дело в том количестве труда, который был необходим для добычи все более редкого металла.
Можно собрать много рабов и отправить их в рудники. Но рабов необходимо кормить. Чтобы кормить рабов нужно собирать дань с сельских общин. Для этого нужна армия, а чтобы содержать армию, нужна бронза и еще больше еды. Проблема самая, что ни на есть экологическая.
Достигнув своего естественного предела, производство бронзы начало постепенно снижаться. Но даже и без этого медленного снижения, одной лишь невозможности добывать больше и неуклонно растущего спроса было достаточно для того, чтобы толкнуть вверх стоимость металла на рынках, относительно других товаров.
Но что означает устойчивый рост цен на какой-либо товар, особенно на такой, который пригоден для длительного хранения? Ясно, что у многих людей, обладающих соответствующими возможностями, будет возникать соблазн накопить этого товара побольше. Возможно для того, чтобы обменять на что-то позже, а может просто для того, чтобы обеспечить себя на случай непредвиденных обстоятельств. Этих обстоятельств в бронзовом веке было более чем достаточно.
Однако накапливаясь в качестве сокровищ, металл изымается из рыночного оборота и, в результате его дефицит становится еще острее, а цены, выраженные в других товарах, еще выше.
Нетрудно понять, что в условиях сокращения оборота меди и олова крупному централизованному государству будет все труднее контролировать нижележащие уровни иерархии, особенно на местах.
Чтобы держать в повиновении большую территорию необходимо иметь боеспособное войско, для которого нужно много бронзы. Герои хотят получать бронзовые вещи в награду за службу, да и воевать без бронзы невозможно. Но поскольку бронза становится все более догорой, содержание крупной военной силы становится все более затруднительным.
Крупное государство может быть устойчиво лишь в том случае, если царь щедро награждает базилевсов и героев за их подвиги и сурово карает непокорных, используя превосходящую военную силу. Но так может быть лишь до тех пор пока оборот меди и олова растет.
Централизованную корпорацию насилия ждет неминуемый крах, как только централизация перестает приносить выгоду ее членам по отдельности, а отпадение от нее проходит для них безнаказанно. Если оборот металла сокращается, неизбежно сократится и войско, а вместе с ним и владение государя.
Деградация военной мощи неминуемо ведет и к кризису со сбором дани, а значит и сокращению поступления продовольствия в столицу. Нехватка же продовольствия еще более усложняет содержание армии и добычу все тех же металлов. Замкнутый круг.
Достижение предела добычи меди и олова и производства бронзы моментально обрушило всю нехитрую экономическую систему бронзового века.
Дефицит бронзы означает не только коллапс государства, но и коллапс городов. Города в ту эпоху во многом существовали уже, как мы видели, благодаря насильственному изъятию части продукта у сельского населения. Иначе говоря, благодяря различным формам дани, собираемой в пользу государства. Конечно и товарооборот между городом и сельскими общинами играл большую роль. Но торговля тоже оказалась подорвана дефицитом металлов, так как металлические изделия стали самым распространенным средством обмена. Быстрое сжатие оборота бронзы неизбежно повлекло за собой катастрофическое сокращение потока продовольствия в города. Массовый исход населения из городов стал в таких условиях неизбежен.
Чтобы оборот металла сократился, достаточно уже того, чтобы его добыча перестала расти в силу естественных причин истощения месторождений. Дальше же обыкновенная человеческая жадность вступает в действие и разрушает систему, сокрушительнее любого вражеского нашествия. Принцип накопления мощи, который позволял крупным государствам расти, поглощая, подчиняя и уничтожая более мелкие, теперь начинает работать в обратном направлении. Теперь небольшая, сплоченная кровными узами или религиозным фанатизмом организация оказывается более жизнеспособной, чем громадная рыхлая империя.
Исход
Катастрофа Бронзового века была кризисом, что называется библейского масштаба. Хотя Египту удалось некоторое время сохранять централизованное государство, но и здесь начался быстрый упадок. Ярким симптомом стал рост числа случаев разграбления поминальных храмов и гробниц в долине царей, пока это явление не приняло массовый и необратимый характер.
Живая картина забастовок в Долине Царей, иллюстрирует то, каким образом могло происходить запустение городов. Кстати, она напоминает о еще одном похожем похожем случае, тоже связанном с Египтом и произошедшим примерно в то же время. Речь идет о библейском рассказе о так называемом Исходе.
Если исход евреев из Египта действительно имел место и походил на описанную в Библии историю, то очень похоже, что причиной его как раз могли быть кризисные явления в древнеегипетской экономике.
Согласно библейскому тексту, евреи занимались в Египте производством сырцовых кирпичей, за что получали довольствие в виде соломы, употреблявшейся ими в качестве корма для своего скота. В отличие от коренных египтян, евреи были скотоводческим народом и жили оседло в долине Нила лишь постольку, поскольку это позволяло соломенное довольствие.
Почему же евреи вдруг решили покинуть долину и начать кочевой образ жизни? Только ли потому, что бог чего-то там нашептал Моисею, или для ухода таки были более материальные причины?
Текст Ветхого Завета дает явные указания на то, что условия действительно изменились в худшую сторону.
- "И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву богу нашему; дать им больше работы, чтобы работали и не занимались пустыми речами... И пришли надзиратели сынов израилевых и возопили к фараону, говоря: для чего так поступаешь с рабами твоими? Соломы не дают рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте. И вот рабов твоих бьют; грех народу твоему."
Очевидно, египетские власти понимали, что требование уйти в пустыню для обрядных целей - ничто иное, как уловка, выдуманная для того, чтобы откочевать за пределы государства. Поэтому Моисею пришлось хитрить, изображая свалившиеся на Египет в ту пору различные необычные явления и бедствия, как наказание, посылаемое еврейским богом Яхве. И это вполне сработало. Евреев отпустили исполнить жертвоприношение, чем они и воспользовались, в конечном итоге покинув Египет.
Несмотря на описание различных "чудес" и бесед с богом, сама по себе история вполне реалистичная. Угнетали, обижали, соломы не давали, вот и решил народ свалить. Дело житейское.
Хотя точной датировки библейских событий у нас нет, но, сопоставив библейский рассказ с описанием волнений в Сет-Маат, можно предположить, что дело было как раз в период бронзового коллапса, когда городская цивилизация рушилась и многие племена приходили в движение.
Заметим, что именно в результате этих сложных потрясений сформировалась в окончательном виде иудейская религия, из которой в дальнейшем выросло и христианство. Таким образом, корни религиозного учения, занимавшего умы западного мира на протяжении последних двух тысяч, лет лежат где-то там, в перипетиях Катастрофы бронзового века.
Стоит ли этому удивляться? Катастрофа, вызванная столкновением с пределом - стресс для любого общества. И, конечно, это время рождения новых идей, время, когда идеи, родившись, овладевают массами и сами становятся материальной силой.
Смысл неистовой веры в единого бога, с точки зрения возглавляемой Моисеем иудейской верхушки, был в том, чтобы сплотить массу, заставить ее повиноваться вождям. Евреям это позволило преодолеть трудности перехода к кочевому образу жизни, а в дальнейшем и основать свое государство на обломках рухнувшей египетской империи.
А
в это время в Китае...