Покорение Нила

Oct 24, 2024 19:59

В памятниках древнеегипетской письменности содержится немало упоминаний о бедствиях, связанных с недостаточным разливом Нила. Самый яркий пример - так называемая "Стела голода", которая живописует катастрофу в красочных подробностях. Судя по языку надписи, выгравированной на природной скале, она была сделана в птолемеевские времена, но речь в ней идет о персонажах и событиях относящихся к эпохе Древнего Царства. Возможно, старая надпись, имевшая культовое значение, просто возобновлялась, и не исключено, что это делали не один раз за тысячелетия прошедшие с эпохи пирамид.

Текст начинается как прямая речь фараона Джосера:

Я был в трауре на своем троне. Те, кто во дворце, были в горе. Моё сердце было в великой печали. Потому что Хапи [Нил, да это тоже бог] не пришел вовремя. В течение семи лет. Зерна было мало, ядра засохли. Еды было мало. Каждый грабил своего брата. Приходили [воровать] к тем, кто не мог уже идти. Дети плакали. Падали юноши. Сердца стариков скорбели; ноги подтянуты, к земле прижались, их руки сплелись вокруг них. Придворные нуждались. Храмы были закрыты. Святыни покрытые пылью. Все были в беде.
Это самый простой для понимания отрывок. Но дальше идет самое интересное и самое непонятное.



Согласно дальнейшему изложению фараон поручает Имхотепу, сыну Птаха в его южной стене, выяснить в чем тут дело. Имхотеп отправился в храм, почитал старые папирусы, повдыхал благовония и вернувшись к царю, рассказал ему о своем проекте. Он сообщил, что в верхнем Египте вблизи первого порога и границы с Нубией есть небольшой городок Абу, откуда начинаются, собственно египетские земли. То есть речь идет именно об этой самой местности, где стоит стела.

Кстати, находится она неподалеку от современного города Асуан, немного ниже по течению от плотины, при помощи которой зарегулировали Нил в начале XX века. Еще выше расположена знаменитая высотная Асуанская плотина, построенная при содействии СССР.



Вернемся к тексту "Стелы голода". Дальше его ясность и связность полностью пропадают, в основном потому, что некоторые иероглифы повреждены временем и не читаются. Есть только обрывки фраз из которых невозможно понять, о чем в действительности идет речь.

Но у людей же фантазия работает. Давно уже сложилась традиция приписывать древним египтянам отборнейшие бредни, которые не каждый наркоман сможет сочинить. Так и в данном случае нет недостатка в самых сумасшедших интерпретациях плохо читаемой надписи.

Вот, например, одна из наиболее близких к тексту.

«Есть город посреди глубины,
Окруженный Хапи, по имени Абу;
Он первый из первых,
Первый ном к Вавату,
Земная возвышенность, небесный холм,
Местонахождение Ра, когда он готовится
Дать жизнь каждому лицу.
Имя его храма - «Радость жизни»,
«Пещеры-близнецы» - имя воды,
Они - груди, которые питают все.
Это дом сна Хапи,
Он молодеет в нем в [свое время],
[это место, откуда] он приносит потоп:
Подпрыгивая, он совокупляется,
Как мужчина совокупляется с женщиной,
Обновляя свою мужественность с радостью;
Проносясь на высоте двадцати восьми локтей,
Он проходит Сема-бехдет в семь.
Хнум - бог, [который правит] там,
[Он восседает над бездной],
Его сандалии покоятся на потопе;
Он держит дверной засов в своей руке,
Открывает ворота, как пожелает.
Он вечен там, как Шу,
Даритель щедрости, Властелин полей,
Так его зовут.»

Поэтично, главное - тема секса раскрыта. Но все это не более чем вольная художественная переработка.
В действительности, твердо читаются в этом фрагменте лишь отдельные фразы. В частности Имхотеп говорит о том, что  здесь, в районе города Абу, "покои сна для Хапи", где он "омолаживается", что бы это ни значило. Он говорит о воде заливающей землю на 28 локтей и в дальнейшем дотекающей до города Смабехдет, высотой в 7 локтей. Смабехдет был расположен в дельте Нила на берегу Средиземного моря. Далее Имхотеп упоминает некие ворота, которые закрываются и открываются, в результате чего Нил наполняется водой в нужное время.

На русском языке наиболее точный перевод надписи с детальным разбором и прорисовкой всех иероглифов дан в работе Панов М.В. История о семи годах голода и бедствий при Нечерихте-Джосере. Новосибирск 2020 г. 229 с.

И да, ни о каких "секс-ритуалах" там речь, конечно, не идет. Имхотеп на самом деле использует простую метафору. Он говорит, что подобно тому, как бык покрывает корову, в результате чего появляется приплод в виде телят, так и с Нилом что-то такое должно происходить в этом месте, в результате чего вернутся разливы, они будут повторяться снова и снова, египетская земля станет плодородной и голод отступит, к радости фараона.

Но что же такое должно происходить? В некоторых популярных интерпретациях данного текста утверждается, будто бы египтяне верили, что именно в этой местности рождается Нил. И поэтому де, они полагали, что нужно просто молиться местному богу Хнуму, наряду с некоторыми другими богами, и благодаря этим молитвам разливы Нила, будто бы, и вернутся. Но все же представляется маловероятным, чтобы египтяне были дураками. Они прекрасно видели и знали, что Нил течет из далеких стран на юге. И каких-либо особенностей в районе Абу, которые придавали бы ему мистические свойства или позволяли бы говорить, что именно в этом месте определяются разливы Нила не прослеживается.

Но в общем ясно, что в целом текст надписи посвящен основанию храма в честь бога Хнума. Именно этот храм просуществовал до птолемеевских времен и остатки его находятся неподалеку.

Обращен его храм на юго-восток, встает Ра напротив него каждый день. Воды его бушуют с южной стороны на расстроянии итру. Стена препятствует людям-кстинфу (нубийцам) днем и ночью.

Дальнейший текст, к счастью, становится намного более читаемым. И как ни странно, речь заходит не о каких-то мистических материях, а о вещах вполне обыденных, а имено о различных ресурсах, которыми богата окружающая территоия. Причем Имхотеп специально останавливается на геологическом строении этого места. Он подробно описывает какие горные породы слагают восточный и западный берег, а также и самое дно реки. Прежде всего это гранит. Не забывает упомянуть Имхотеп о том, что в районе Абу имеется удобное место для обработки гранита, а также пригодная для сельского хозяйства земля, которая заливается Нилом и могла бы обеспечить рабочих всем необходимым. Дополнительно перечисляются полезные ископаемые, которые имеются поблизости.

После разговора с Имхотепом во сне фараону явился Хнум собственной персоной и пообещал полное содействие. Далее идет деловая част, в которой перечисляются все льготы и подношения, полагающиеся храму.

Кажется все ясно. Глупые древние люди построили храм, чтобы молиться в нем за дарование разливов Нила. Что тут непонятного? Но все таки, о каких таких чудесах идет речь в плохо сохранившейся части текста? Почему вода заливает землю в 28 локтей? Что за ворота открывают и закрывают Нил? Что за стена препятствует нубийцам путешествовать? Как все это связано с разливами Нила?

Эта история, возможно не вполне точно отражает реальные события, но общую суть она передает достаточно хорошо. Древнее царство Египта уперлось в естественные пределы, элита искала ответ на вопрос, как обеспечить продовольствием выросшее население. Было ясно, что урожай зависит от разлива Нила. Но хороший разлив бывал не каждый год. Зато в другие года, наоборот, могло быть слишком много воды, она затапливала города и поселки, расположенные на возвышенностях и причиняла большой ущерб. Все это наталкивает на довольно простую идею: а почему бы не накапливать воду в многоводные годы, а затем расходовать ее в нужное время? Таким образом можно было бы сделать урожаи более устойчивыми. Самый естественный вариант решения вопроса - построить плотину, перегородить русло Нила и устроить водохранилище.

Одному мне кажется, что "Стела голода" свидетельствует о существовании в древности планов зарегулировать сток Нила путем постройки плотины прямо в его русле? Действительно, ведь если накопить массу воды в водохранилище в 28 локтей толщиной, то при спуске она несомненно обеспечит хороший разлив по всей долине реки вплоть до дельты.

Мысль о том, что древние египтяне планировали построить плотину, чтобы перекрыть русло Нила, выглядит как фантастика из серии теорий про инопланетян, строивших пирамиды. Но на самом деле ничего особенно экстраординарного в этой идее нет. Конечно, вряд ли перекрытие Нила плотиной за четыре тысячелетия до постройки Асуанского гидроузла, было под силу даже строителям пирамид. Но мысли такие существовали. В этом не может быть сомнений.

Более того идея регулирования разливов Нила была практически воплощена в жизнь. Правда это случилось несколькими столетиями позже времени Джосера и Имхотепа, в эпоху Среднего царства и в несколько менее радикальном и более безопасном варианте.

К Западу от Нила расположена котловина, которая хорошо выделяется на спутниковых картах громадным зеленым пятном на фоне желтой пустыни. Это Фаюмский оазис. Древние египтяне рассудили так: зачем накапливать воду в водохранилище в долине, подвергая всю страну опасности однажды быть смытой в море, если можно накапливать воду в примыкающем к долине озере? Они решили построить канал, соединяющий Нил с расположенным в Фаюмской котловине Меридовым озером, чтобы отводить туда излишки воды, а при необходимости сбрасывать ее, регулируя процесс при помощи системы шлюзов.

В царствование Аменехмета III во второй половине XIX в до н.э. грандиозный проект по преобразованию природы нильской долины был завершен. Воды Нила накапливались в Меридовом озере в период разливов и сбрасывались по мере необходимости. Это было действительно грандиозное достижение, равного которому не было после этого еще много веков.

Впрочем, неясно насколько эффективным было такое регулирование Нила. Как бы там ни было, в период темных веков, при переходе от бронзового века к железному, гидротехническая система пришла в упадок, водохранилище в Меридовом озере превратилось в болота. В птолемеевские времена они были осушены и освободившиеся земли заселены греками.

Но что еще важнее, в течение этих веков была оставлена сама идея о том, что люди могут совместным трудом преобразовывать окружающую среду. Идея, которая несомненно лежала в основе древних религий гидравлических цивилизаций. Теперь можно было лишь уповать на милость богов, олицетворяющих силы природы. Это мышление будет довлеть над человеческим обществом еще тысячи лет.

египет, политэкология

Previous post Next post
Up