Мужские праздники: традиции и реалии.

Feb 25, 2020 14:00

Уже сколько-то лет подряд День Советской Армии и Военно-Морского Флота отмечается в компании мужиков на рыбалке. За эти годы немного изменялся состав рыбаков, иногда менялась дислокация лова, но что всегда оставалось неизменным так это то, что ловля была подлёдной. И лишь в этом году закрались сомнения в то, что это осуществимо, ибо такой странной и теплой зимы мне не доводилось пока видеть ни живя в Москве последние пятнадцать лет, ни, тем более, когда на Алтае жил. Последние годы лёд стал вставать чуть ли не после Нового года, а нынче и январь плюсовой, и февраль с температурам, характерными для конца апреля, поэтому решили, что поедем на дачу к Андрюхе, на Можайское водохранилище и если льда не будет, то просто получится пикник. Очень хотелось уехать на Вазузу, там все таки места более дикие, природа чуть меньше затронута людьми, больше тишины, зверей, птиц; да и рыба клюет иной раз интереснее. Но меня не поддержали из соображений безопасности. Решили, что на Вазузе течение сильнее и глубины больше, да и менее знакомый нам рельеф дна. И шанс провалиться на течении много выше, так как лёд подмывается и тоньше, чем нв местах со стоячей водой.
  И вот, прибыв к месту лова вечером 21-го,  с радостью обнаружили, что лёд на месте, он прочен и по-прежнему толщиной около 20 см. Выставили в ночь на пробу 8 жерлиц соседа Андрюхи - Коляя. Коляй пожилой, деревенский мужик, но жерлицы осваивает как новичок. Родившись и прожив всю жизнь на берегу Можайки, он привык к дедовским поставушкам, маленьким сетям, вроде телевизора, вершам. Но нынче почти всё это запрещено, попадает в разряд браконьерских снастей и вот взрослый дядька, который в сто раз больше нашего знает о водоеме, открывает для себя новые снасти. В этом году рыба не активна, но нет-нет, да выходит налим, поэтому его жерлицы ставим, как он говорит с характерным ударением "на русле́", и опускаем приманку на самое дно. Выставились и в деревню. А с утра пораньше побежали с Димоном свои уже снасти на хищника заряжать.
Рассвет.

Эх, когда видишь, как встает солнышко над подмороженным ледком и высвечивает ярким, весенним светом просторы, на душе становится на короткий миг тихо и спокойно.

Только что хрустел седой придорожной травой на берегу, которая почему-то не укрыта полуметровыми сугробами как оно должно быть в это время года.

И вот ты уже на скользком, голубом льду.
А вокруг природа просыпается.

Вообще блог рыболова, наверное, с годами становится скучным и не познавательным. Если долго читать один и тот же дневник, то скорее всего пойдут повторения. Вся наша жизнь это череда повторяющихся алгоритмов. Иногда они вынужденные и неприятные (некоторые, например, ходят всю жизнь на нелюбимую работу, занимаясь скучной рутиной), а иной раз это похожие действия, места, процессы и позы, но они кайфовые и хочется делать их снова и снова. Вот, например, хотел написать, что Димон стоит в колено-преклоненной позе и молится водяному Богу.
Но наступило Де-жа-вю. Я уже писал про эту утреннюю молитву. Может год назад, может два, может три, но точно это было.
Ну и хорошо, что снова повторилось и опять повторится.
Как говорят тибетские буддисты, встречая встающее солнце:
Ом ма́ни па́дме хум
что означает в переводе на наш язык
Ловись рыбка большая и маленькая

Некоторые вещи меняются с годами. Вот, например, Димон всегда оббуривал меня, как более слабого и неспортивного товарища. А нынче у него болит рука и все 30 лунок бурю я, а он расставляет жерлицы, насаживая живцов.
На горизонте видна точка моего напарника и бугорки ледовой крошки, вокруг только что проверченных лунок.
Моя работа!

После того, как зарядили снасти мои, Димкины и ещё на тех товарищей, которые обленились окончательно и не вышли на речку,я решил пройтись на дальнюю яму, где глубина около пяти метров, попробовать подлещика подкормить.

Просидев пару часов вдали от наших жерлиц и увидев лишь поклевки малюсеньких ершей возвращаюсь к проверенным местам. Звонил Коляй и сказал, что у леса, где ручей впадает в Можайку клюет плотва и густера. Не гигантского размера, но пойдет для живцов и все веселее, чем впустую сидеть. С вечера и утром сильно стрелял лёд. Просто гул стоял от того, что набирают воду в водохранилище и панцирь замерзшей воды выпирает, вспучивается незаметно взгляду и со звонким, инопланетным звуком лопается то тут, то там, а то прямо под тобой. Иногда аж подпрыгиваешь от такой какофонии. На подходе к ручью виден результат этого оркестра: русло пересекает несколько глубоких трещин, в которых при шагах дышит и играет холодная вода. Лёд прочный, безопасный, но все равно в душе что-то немного сжимается от страха, когда смотришь в темную глубину.

У берега под лесом действительно клюет рыба. Пусть не огромная, но весело и бесперебойно. Что-то идет в ведерко для живцов, что-то назад в лунку.

Подкормив лунки немного распугали рыбу и клёв затих. Решили прогуляться и полюбоваться окрестностями. Теплая погода и светящее по-мартовски солнышко располагают к променаду. Раньше всегда удивлялся, что у всех рыбаков в возрасте костюмы для рыбалки в цвете "дубок", то есть коричнево-осенней окраски. Думал: "Ну ведь зеленый камуфляж красивее, наряднее и брутальнее". Некоторое время назад наконец доперло, что это опыт, годы эксплуатации и ласковое, жгучее солнце. Наши костюмы наконец выгорели. И у нас теперь с Димоном костюмы стали коричневыми, хотя покупались когда-то зелёными.
Время проведенное на рыбалке не идет в зачет прожитому, потому что стареют только костюмы, а душа молодеет.

Начитавшись и полюбив благодаря ЖЖ бердводчеров (по-русски это птичковеды) стал отличать звуки некоторых птиц. Вот в лесу снегири не то скрипят, не то позванивают, вот дятел перекликается своим звонко-пронзительным голосом и барабанит, барабанит. Вот заскрипела не то сойка, не то кедровка, а вот пара воронов, что живет где-то здесь курлыкают и переговариваются на вороньем языке. Ну и конечно трели синиц бесконечные. А вот стайка каких-то неопознанных вьюрковых, похожих на воробьев радостно прощебетала, загалдела и упорхнула в чащу.

Ещё вдруг задумался, что несмотря за долгие годы ведения журнала у меня даже нет тега "густера". И долгие годы всех густерок обзывал подлещиками. А ведь это совсем другая, некрупная рыба. А в сил того, что нынче за подлещика меньше положенного размера введены достаточно суровые штрафы, отличать густерку от леща просто необходимо.
На фото ниже по-моему мнению сверху подлещик, а снизу густера.
Граждане-рыболовы-ихитиологи, подскажите, я прав?

Коляй попросил не выкидывать рыбешек и набрать немного котам. В процессе задумался:
Вся ли выброшенная на лед рыба разрешенная густерка и плотва? Или кроме самого крупного подлещика есть и другие, поменьше, запрещенные к вылову и их нужно было выпустить, а не скармливать котам?

А в лесу все поет, свистит. Пищухи посвистывают, да дятел дробь отбивает. Фотографирую этот выступ каждый год и не надоело. Хоть летом, хоть зимой.

Жерлицы молчали. Зря периодически смотрел на них в бинокль и ждал выстрела флажка. Тишина.
Поменяли покупных живцов-карасиков на свежепойманную плотву и густерок.
Пора собираться в обратный путь, Через трещины по немножко намокшему за день от тепла льду.

Плюсовая температура зимой это, конечно, нонсенс.
Знаете как неудобно таскать груженые рыболовные сани по раскисшей грязи?
Сани, они вообще-то для снега и льда придуманы, а не для чернозема и разных суглинков.

Ну а если кому не надоели мои дифирамбы небу, зиме, рыбалке, природе и интересно узнать - поймаем мы нормальную рыбу или нет, то ближайшее время напишу про следующие дни рыбалки. Не переключайтесь:)

рассвет, Жерлицы, густера, снег, снасти, жизнь, лес, Праздник, Зимняя рыбалка, счастье, Подмосковье, Бычково, Рыбы, погода, зима, рыбалка, небо, ерш, религия, Можайка, Плотва, люди, Можайск, Снег, рыбы, Лещ, птицы, природа, ЖЖ