Вот интересно, а много ли сейчас народу знает рыбку гольяна? Написал вот сейчас и даже проверка орфографии в ЖЖ и та красным подчеркнула название этой маленькой рыбки. А в детстве, помнится, меня ежегодно на лето отправляли в деревню Усть-Мосиха, что у нас на Алтае, к дедушке и там мне и довелось вдоволь половить этих замечательных маленьких рыбёшек.
Был у меня в этой деревне двоюродный брат Витька, который рыбалку не любил, но был вынужден отправляться со мной на озеро по приказу его матери, чтобы мне городскому ребёнку не наваляли люлей местные мальчишки. Но так как брательник тоже не был великим боевиком, люлей иногда выхватывал со мной за компанию от своих же однокашников. Может из-за этого, а может всё же из солидарности он помогал мне ловить рыбёшек вместо того чтобы купаться с другими детьми.
Происходило это на озере почти что в центре деревни. Место было живописное: пыльная грунтовая дорога, заливной луг с пасущимися спутанными конями и телятами с одной стороны и раскинувшееся озеро по другую сторону от этой "трассы". Так как никто из моей родни рыбалкою не увлекался и не помогал мне изготавливать снасти, удочка моя была весьма неказиста; а точнее вместо удилища у меня была какая-то уродская палка не то черенок от метелки, не то просто дровина, вырванная из плетня. Ну и конечно закинуть её было трудно, неудобно и далекий заброс не получался. А на том озере на берегу стояли огромные ветлы и одна из них упала в воду. Вот по ней мы с братцем и взобрались в самый конец, расположившись на двух огромных ветвях, расходящихся в стороны. Брат сидел и читал книжку, а я забросил своё корявое удилище с гусиным пером в роли поплавка и замер в ожидании. Всегда что-то замирало внутри, когда смотрел на поплавок. Да и сегодня не прошло то чувство, когда смотришь на воду и волнуешься: "А что там, под водной гладью? Кто клюнет?" Пять минут - поклевка!
Подсечка - гольян! Маленькая пузатая рыбка с переливающейся, почти не заметной чешуёй. Так как на балансировать на ветке дерева было не очень удобно, выловленную рыбешку я стал подводить к Витьке, он снял её, бросил в бидончик, поправил червяка и откинул от себя леску, попытался снова засесть за книжку. Но не тут то было. Тут же последовала поклёвка. Ещё гольян! И понеслось. Одна за одной. Заброс. Поклёвка. Подсечка. Транспортировка по воздуху в сторону брата. Даже Витька увлёкся. Снимал, радостно кидал в бидончик, надевал червяка. Не знаю сколько так продолжалось, но трёх литровый бидончик был практически полон. Вот удивилась Витькина мать, моя тётка, такому количеству. Рыбёх было далеко за сотню. Гольянов она даже не чистила, просто выдавливала пальцами кишки, промывала и жарила на сковородке, залив в конце взбитыми яйцами. Мммм... Какая была яичница!
Потом ещё не раз мы ходили на это склонившееся над водой дерево и ловили гольянов. Жаль что сейчас озеро заросло тиной, превратившись скорее в болото. А многие водоемы заселил чуждый нам ротан-головешка, которого в моем детстве просто не было. Интересно, водится ли сейчас гольян в озерках Алтая?
P/S Фото выловлено в сети с Екатеринбургского форума о рыбалке. Значит водится ещё эта рыбка!