ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ГЕРМАНИЮ И ДАНИЮ СВЯЖЕТ ДВАДЦАТИКИЛОМЕТРОВЫЙ МОСТ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ВОЗВЕДЕН НАД БАЛТИЙСКИМ МОРЕМ
Этот мост станет самым длинным в Европе и седьмым по длине в мире. Межгосударственный договор о его сооружении подписали недавно министр транспорта ФРГ Вольфганг Тифензее и его датская коллега Карина Кристенсен.
Год длинных мостов
Надо сказать, что это уже не первый в этом году проект сооружения гигантского мостового перехода. В мае был сдан в эксплуатацию мост протяженностью 36 км через залив Ханчжоу-вань, соединяющий китайские города городами Шанхай, Ханчжоу и Нинбо. Чуть позже, в конце июня в Китае открыли еще одно гигантское сооружение - 32-километровый мост через реку Янцзы, соединивший район Сучжоу с городом Наньтун. Он уже имеет статус самого длинного вантового моста в мире.
Как обычно, по масштабам гигантомании от Китая не отстает ближневосточный регион. Здесь хотят осуществить как минимум три амбициозных проекта. Первый - строительство 40-километрового железнодорожного моста между двумя аравийскими государствами - Бахрейном и Катаром, - который проляжет над Персидским заливом. Второй проект - возведение в Дубае самого высокого арочного подвесного моста в мире. Высота арки этого моста, несущей ванты, составит более 200 м. И, наконец, сенсацией похожей на шутку стало обнародование планов шейха Тарика бин Ладена, брата самого разыскиваемого в мире террориста, построить самый большой в мире мост. Это сооружение длиной почти 29 км пройдет над Баб-эль-Мандебским проливом на Красном море и соединит Джибути и Йемен. По разной информации, только возведение моста обойдется от $10 до 20 млрд. А шейх задумал еще и заложить на каждом из его концов по городу.
Проект, который собираются реализовать немцы и датчане, не менее амбициозный хотя бы по тому, что в техническом плане сооружение моста над Балтийским морем является сложнейшей задачей даже для 21 века. И не только в связи с размерами моста - высота одной из его опор составит 281 м, что на 124 м превышает высоту самого высокого собора Германии - Кельнского. Дело в том, что основное количество бетонных опор этого моста будут находиться в открытом море, а это требует проведения тщательной геологической разведки, изучения характерных для этого региона погодных условий, выбора надежных стройматериалов и т.д. В связи с этим пока окончательно не известно, как будет выглядеть мост и где будут расположены его опорные точки.
«Лечение» моста по фотографиям
Самое главное требование, которое выдвигают к любому мостовому переходу, - надежность. Чтобы мост оказался таковым, важно не только безошибочное проектирование, но и контроль над состоянием уже возведенного объекта. Грандиозного моста через Балтийское море это касается особо - колебания температур и соленая морская вода будут тихо разрушать бетонные опоры и стальные конструкции. А следует учитывать еще и интенсивное движение - на этом мосту оно будет шестиполосным.
За состоянием такой махины надо наблюдать постоянно, что тоже непростая задача. Соответствующие службы Германии и так не успевают следить за всеми 120 тысячами мостов страны. Немецкая ассоциация автомобилистов ADAC провела недавно исследование безопасности 50 автомобильных мостов Германии. Тест ADAC не прошло каждое десятое сооружение.
Обследование мостов надо проводить на месте. Избавить специальные службы от этой необходимости должно программное обеспечение, разработанное Институтом технологической и экономической математики совместно с итальянской фирмой Infracom. Программа позволяет определить изменения в состоянии мостовых конструкций и обнаружить даже малейшие повреждения в них по фотографиям. Сравнивая фотоснимки моста, сделанные в разное время, компьютер обнаруживает отклонения в очертаниях его конструкций, а по типичным отличиям цвета этих конструкций находит места, где нарушена структура материала.
Такая программа уже зарекомендовала себя в Италии и, возможно, будет использоваться для наблюдения за мостом в Балтийском море. Если его все же решатся построить. Ведь сметная стоимость проекта ошеломляющая - 5,6 млрд. евро, причем большую часть расходов (4,8 млрд.) берет на себя Дания. Государство рассчитывает, что мост окупится за 30 лет - за счет путешественников, желающих сэкономить часок на поездке из Дании в Германию и обратно. Экономии денежной, очевидно, не будет - ориентировочная плата за проезд автомобиля через мост будет составлять 60 евро. Столько же стоит переезд из Дании в Германию на пароме, который, по утверждению критиков проекта, работает превосходно.