ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ХОТЯТ ЗАСТАВИТЬ СДАВАТЬ ТЕСТ НА СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В перечне тестов, которые сдают выпускники школ в рамках независимого внешнего оценивания знаний, может появиться еще один - на способность к обучению в высших учебных заведениях. О целесообразности внедрения такого теста шла речь на семинаре-совещании, который состоялся в Министерстве образования и науки Украины. Уже создана рабочая группа, которая разработает задания теста, продумает механизмы его внедрения. Будет ли такой тест обязательным, по какой методике его будут проводить, какие задания придется решать, пока неизвестно. Однако важно, что на оценивание способности выпускников школ к продолжению обучения в вузах дано принципиальное «добро».
На совещании министр образования и науки Иван Вакарчук, сказал: «Мы работаем над усовершенствованием обучения и, соответственно, вместе с обществом будем воплощать идею качественного образования». По мнению экспертов МОН, новый тест поможет вузам эффективнее отбирать для себя будущих студентов, а также повысит, так называемую, прогностическую валидность уже существующей системы тестирования, когда в определении лучшего ученика (и абитуриента) используется механический подход, - лучшим считается тот, кто просто набрал большее количество баллов.
Это момент принципиальный. В полемике, которая развернулась в начале года в связи с переходом на прием в вузы по результатам внешнего тестирования, оппоненты заявляли, что отбор абитуриентов по уровню знаний противоречит закону «Об образовании», где сказано, что он должен проводиться в соответствии со способностями выпускников. Таким образом, разработка теста на способность к обучению позволяет устранить упомянутое противоречие. Кроме того, в МОН надеются, что новый тест поможет добиться большей прозрачности при поступлении в вузы и устранения коррупционных схем. Ведь благодаря ему, по сути, исчезает необходимость в такой форме вступительного экзамена как собеседование.
«В структуре тестов, которые существуют сейчас, имеются так называемые открытые вопросы, ответы на которые позволяют увидеть умения и навыки учащихся, а не только уровень их знаний. Но диапазон способностей выпускника они раскрывают недостаточно», - говорит «k:» Роман Шиян, директор Львовского областного института последипломного педагогического образования, эксперт по образовательной политике. «Тест на способность к обучению мог бы сориентировать ребенка к получению высшего образования в соответствии к его талантам, одаренности, показал бы ему, в какой сфере у него раскрываются лучшие жизненные перспективы. Ведь если выпускника принимают в вуз, а учиться там у него не получается, это тоже фрустрация. Не потому что ты «тупой», может, просто способности к чему-нибудь другому? - рассуждает эксперт. - Вопрос в другом. Внедрение теста на способность к обучению, дополняя систему внешнего тестирования, заодно усложняет ее. Ведь при такой смешанной системе становится сложно сказать, какой из оценок отводится больший приоритет, - уровню знаний или способности к их получению».
Худшим вариантом, по мнению специалистов, будет, если новым тестом станут измерять лишь уровень интеллекта выпускника - по-хорошему, он должен выполнять для него профориентационную роль. Это вынуждает поставить еще один вопрос: в какой форме будет представлен результат тестирования - краткое резюме рекомендационного характера или общий балл, коэффициент? В первом случае «естественного отбора» абитуриентов не произойдет - вряд ли какие бы то ни было рекомендации поубавят пыл желающих поступать непременно на юридическую или медицинскую специальность. Во втором же случае тест на способность к обучению в вузах критики (которые обязательно появятся) провозгласят дискриминационным. Ведь даже формулировку «тест на способность» при желании легко прочитать как «тест на пригодность». Кроме того, при умении должностных лиц доводить любое дело до абсурда, отсев абитуриентов «по способностям» может превратиться в отбраковывание, далекое от соблюдения принципа равного доступа к образованию. Впрочем, по большому счету, вузам не очень выгодно устанавливать проходные баллы в зависимости от способностей абитуриентов, даже исходя из представлений о собственной престижности. Ведь количество мест в вузах Украины уже превышает количество абитуриентов. Если установить для них дополнительный фильтр, аудитории наполовину опустеют. Правда, это касается маленьких вузов. Ни в Киевском, ни во Львовском университетах проблем с недобором не будет, даже если ввести еще несколько подобных тестов.
Дискавери
Где проходят тест на способность к учению
Тест на способность к обучению сдают для поступления в вузы США. Называется он SAT Reasoning Test (дословно тест на способность к мышлению). Этот стандартизированный тест появился еще в 1901 году, впоследствии он совершенствовался и несколько раз менял название (в последний раз - в 2005 году). Пройдя тест, абитуриент может максимально получить до 2400 баллов (по 800 за каждый из трех его разделов - математика, критическое чтение и письмо). Экзаменация длится около четырех часов, стоит она $45. SAT измеряет навыки критического мышления, необходимые для достижения академической успешности в колледже, - насколько хорошо абитуриент умеет анализировать проблемы и решать их. Считается, что SAT в комбинации со школьной системой оценки знаний (GPA, grade point average) дает лучшее представление об успешности (а не только успеваемости) будущего студента.
Тем не менее, ряд университетов США развернули кампанию за отмену обязательного статуса SAT. Это университеты, основную часть ученого плана в которых составляют так называемые «либеральные искусства» (термин времен Римской империи, сейчас он обозначает такие сферы знаний, как искусство, филологические дисциплины, философия, политология, история, математика). Они не требуют сертификата SAT, считая тест несправедливым, разрушающим самооценку абитуриента, подрывающим его стремление к получению высшего образования.