ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ «ЗАПАХ НОВОГО АВТОМОБИЛЯ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИСПАРЕНИЯ ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ
В последнее время вопросу комфортабельности салонов автомобилей инженеры и дизайнеры стали уделять особое внимание. То, как транспортное средство обустроено внутри, возможно, даже более важно, чем его внешний вид, говорят они. Ведь очертания кузова, цвет - это, так сказать, для «любви с первого взгляда», а непосредственный контакт клиента с авто, во время которого он решает, нравится ли оно ему, происходит именно в салоне. Кроме того, в условиях напряженного городского движения многим водителям приходится ежедневно проводить за рулем длительное время, поэтому так важны детали, обеспечивающие приятные, комфортные ощущения от пребывания в машине. К этим деталям, - помимо конструкции сидений, дизайна и функциональности панели приборов, подбора отделочных материалов, - относится и то, чем дышит водитель в салоне.
«Запах нового автомобиля»
Исследования мичиганского Экологического центра (США) показывают - в особом запахе новизны, которым поначалу наслаждается каждый, кто купил себе автомобиль, на самом деле нет ничего хорошего. Специалисты центра не так давно представили второе ежегодное руководство для потребителей, в котором говорится, что детали салонов в новых автомобилях источают ядовитые вещества. Экологический центр провел исследование более двухсот самых популярных в США моделей авто в 2008-2009 годах, определив, какие вредные химические вещества выделяют элементы интерьера салона - руль, обшивка потолка, подлокотники, панель приборов, сидения, коврики и др. Так называемый «запах нового автомобиля», собственно, и состоит из испарений этих веществ. Как выяснилось, в состав этих испарений входят соединения хлора, брома, свинца, сурьмы и других веществ, являющихся аллергенами или канцерогенами. Полутора среднестатистических часов в день, которые сегодня американцы проводят в авто, достаточно, чтобы эти вещества причинили серьезный вред здоровью.
Верхние позиции рейтинга ядовитости занимают такие модели автомобилей, как Mitsubishi Eclipse Spider GT, Suzuki Reno, BMW 128i и Volkswagen Beetle. Опасными для здоровья являются также Suzuki Forenza, Mazda6, Mercedes E350 и Audi TT. Лидерами «зеленой» части рейтинга стали Acura RDX-SH-AWD System, Smart Pure Couple и Chevy HHR LT. Впрочем, как отмечают эксперты Экологического центра, по сравнению с результатами прошлогоднего исследования, многие автомобилестроители улучшили свои показатели. Это в частности касается автомобилей Mazda, Nissan и General Motors. Обратить больше внимания на здоровый воздух в салоне еще в прошлом году пообещали японские автопроизводители. А специалисты, работающие в инженерных бюро Audi, вообще рассказывают прессе, что перед тем как новая модель поступит в серийное производство, специальная группа дегустаторов «обнюхивает» детали салона при разных температурах. Это делается для того, чтобы определить, не покажется ли клиенту «запах нового автомобиля» слишком резким.
Автомаркетинг по запаху
В концерне Opel вообще считают, что запах в салоне автомобиля - не только составляющая комфорта вождения, но и перспективное направление в борьбе с конкурентами. Как говорит один из стратегов компании Франк Леопольд, экологичные двигатели и всяческая «умная» начинка - это вскоре будет у всех. Поэтому Opel разрабатывает концепцию так называемого «велнесс-автомобиля», изюминкой которого должен стать прибор, синтезирующий ароматы. Они, в идеале, должны соответствовать и типу автомобиля (представительский, семейный и т.д.), и настроению водителя и его пассажиров (цветочные, спортивные и т.д.). Леопольд говорит, что аромат в салоне вообще может стать решающим фактором при покупке автомобиля. Конкуренты Opel тоже держат нос по ветру - Citroеn, Peugeot и Fiat уже оснастили многие свои автомобильные линейки ароматизаторами, интегрированными в систему вентиляции.
Главный минус такого решения, по словам критиков, в том, что если водителю, например, надоест аромат, избавиться от него будет очень сложно. Ведь парфюмерные достоинства нынешних ароматов для автомобилей оставляют желать лучшего. Франк Леопольд жалуется, что современные освежители воздуха для авто пахнут, как ароматизационные брусочки для туалетов - их запах навязчивый и резкий. Но люди покупают - ведь ассортимент не так велик. 27% продаж картонной елочки Wundertraum - ароматизатора, который вот уже 50 лет висит на зеркале заднего вида в автомобилях жителей Германии, - приходятся на изделия с ванильным запахом.
Посмотрев на это, разработчики компакт-кара Mazda Kiyora, который в октябре будет представлен на автосалоне в Париже, решили, что самый изысканный парфюм, которым они побалуют водителя, будет… чистый воздух. На Kiyora поставят специальный фильтр из активированного угля, который будет очищать воздух, поступающий в автомобиль снаружи.