ОСНОВЫВАЯСЬ НА МНЕНИЯХ ЭКСПЕРТОВ, «k:» СОСТАВИЛИ СПИСОК ПАМЯТНИКОВ, ПОКАЗАТЕЛЬНО СОЧЕТАЮЩИХ В СЕБЕ ПАФОСНОСТЬ И СОМНИТЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА
КОМПЛЕКС МОНУМЕНТОВ НА МАЙДАНЕ НЕЗАЛЕЖНОСТИ В КИЕВЕ
Композиции «Казак Мамай», «Братья-основатели Киева и их сестра Лыбедь» (скульптор Анатолий Кущ), скульптура архангела Михаила, а также статуя Оранты-Украины на колонне по идее должны были стать главным скульптурным комплексом страны. Глобальный замысел - представить в них тысячелетнюю историю Украины - не позволил гармонизировать памятники в ансамбль. Непонятно также, являются они собственно памятниками или просто декоративными скульптурами. Бессистемно установленные на площади нелепые фигуры Мамая, сидящего возле тощего коня, расхристанных Кия, Щека и Хорива сразу же получили насмешливые прозвища, а весь скульптурный ансамбль стал символом безвкусицы, облеченной в патриотический пафос.
ПАМЯТНИК ВЯЧЕСЛАВУ ЧЕРНОВОЛУ В КИЕВЕ (СКУЛЬПТОР БОГДАН МАЗУР)
Посвященная трагически погибшему политику бронзовая скульптура высотой 5 метров и весом 6,5 тонны торжественно открыта 23 августа 2006 года. Скульптор изваял Вячеслава Черновола в полный рост, одетым по моде ХІХ века, - очевидно, для того, чтобы приблизить к облику отцов украинской нации. Так, в фигуре политика явно читается силуэт молодого Тараса Шевченко, а в чертах лица улавливается сходство с Иваном Франко. Нелепо смотрится «дыра», на фоне которой стоит Черновол, а также нагромождение всевозможных скульптурных элементов, обрамляющих его фигуру. Памятник откровенно чужероден в архитектурном окружении, прежде всего на фоне здания Национального художественного музея Украины.
ПАМЯТНИК АНАТОЛИЮ СОЛОВЬЯНЕНКО В ДОНЕЦКЕ (СКУЛЬПТОР АЛЕКСАНДР СКОРЫХ)
Претенциозная почти четырехметровая бронзовая статуя певца в полный рост, покрытая сусальным золотом, установлена на «пеньке» - круглом постаменте, опирающемся на цилиндры, которые символизируют театральные колонны. Этот гротескный памятник, пожалуй, наиболее точно соответствует прозвищу певца, данному ему испанской газетой, - «шахтерский герцог». Соловьяненко изображен в костюме Герцога из оперы Джузеппе Верди «Риголетто» - образ, в котором он дебютировал на сцене Донецкого театра оперы и балета.
ПАМЯТНИК «ОРАНЖЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В ВИННИЦЕ (СКУЛЬПТОР ВЛАДИМИР СМАРОВОЗ)
Изначально памятный знак посвящался событиям 2004 года. На 11-метровый «флагшток» водружена фигура девушки на шаре-апельсине, призывающая горожан выходить на революционный митинг. На кольцах-утолщениях внизу «флагштока» хотели высечь слова популярных песен того времени - «Ми йдемо» и «Разом нас багато». Однако позже, когда пафос «оранжевой революции» сошел на нет, скульптура получила новое официальное название - памятник украинской песне, а на кольцах появилась нейтральная надпись: «Твоя правда, твоя пісня не вмре, не загине».
ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ ВОИНАМ-АФГАНЦАМ В ХМЕЛЬНИЦКОМ (СКУЛЬПТОР НИКОЛАЙ МАЗУР)
В композиции памятника присутствует надрывный метафоризм. На каменном постаменте, выполненном в форме полушария, - бронзовая фигура воина-интернационалиста с автоматом в руках. Ее, как пешку в шахматной игре, передвигает сзади гигантская рука. При всей динамичности скульптуры бросается в глаза ее искусственность, непропорциональность, отсутствие целостности в композиции памятника.
ПАМЯТНИК СВЯТОМУ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ В НИКОЛАЕВЕ (СКУЛЬПТОР ИВАН БУЛАВИЦКИЙ)
Сооружение памятников святым не отвечает православным канонам, а установка их в парковой зоне, рядом с заведениями общепита, - тем более. Говорить о том, что гранитный памятник чудотворцу Николаю, давшему имя городу корабелов, передает близкий к истинному облик святого, тоже не приходится. Скульптура представляет собой некий обобщенный образ святого - мудрого, немного сурового, но, скорее всего, доброго старика с бородой. Своими очертаниями памятник перекликается с языческими скульптурами. Не совсем понятно и решение соорудить у постамента памятника фонтан.
ПАМЯТНИК СТЕПАНУ БАНДЕРЕ ВО ЛЬВОВЕ (СКУЛЬПТОР НИКОЛАЙ ПОСИКИРА)
Композиция, образность и формальные характеристики монумента выполнены в духе социалистического реализма, в отрыве от современных художественных тенденций. Фигура Бандеры в расстегнутом пальто с развевающимися полами, с гордо поднятой головой и прижатой к груди рукой как будто по иронии продолжает ставший в свое время каноническим образ памятников Ленину и большевикам. Монумент не вписан в архитектуру площади Кропивницкого, он явно претендует на роль доминанты в исторически сложившейся гармоничной среде.
ПАМЯТНИК НЕЗАВИСИМОСТИ В ХАРЬКОВЕ (СКУЛЬПТОР АЛЕКСАНДР РИДНЫЙ)
Этот памятник, сооруженный в 2001 году на площади Розы Люксембург, нельзя считать творческой удачей одного из талантливейших украинских скульпторов. В центре композиции - 16-метровая бронзовая колонна, напоминающая ствол пальмового дерева. У подножия колонны - фигура девочки, образом для которой послужила Дарина Стрелец - ровесница украинской независимости. Венчает колонну фигура устремленная ввысь фигура сокола, крылья которого сложены в виде тризуба. Окружают памятник десять флагштоков. Композиция выглядит довольно агрессивной - из-за нарочито центрального образа хищной птицы в ней.
ПАМЯТНИК ЯРОСЛАВУ МУДРОМУ В КИЕВЕ (СКУЛЬПТОРЫ НИКОЛАЙ БИЛЫК, ВИТАЛИЙ СИВКО)
Памятник является воплощением в массивной бронзе станкового эскиза, сделанного скульптором Ивана Кавалеридзе. Статуя князя в артистичной позе повернута спиной к торцевому валу Золотых ворот. Четырехметровая фигура мужчины, сидящего в такой позе, смотрится как минимум неоднозначно. Кроме того, неудачно выбрано размещение памятника - величественную фигуру Ярослава Мудрого усадили под воротами, пусть даже они и называются Золотыми. Муляжность самих реконструированных Золотых ворот лишь подчеркивает неудачность общей композиции.
МЕМОРИАЛ ЖЕРТВАМ ГОЛОДОМОРА В КИЕВЕ (АВТОРЫ - НИКОЛАЙ ОЛЕЙНИК, РУСЛАН КУХАРЕНКО, ИЛЬЯ МЕЛЬНИКОВ И ЮРИЙ БИЛЯКОВ)
Не все эксперты оценивают художественное решение мемориала однозначно - на относительно небольшом клочке Парка Славы, в который его втиснули, нагромождено множество элементов - 12-метровый «фонарик»-крест, вечный огонь, разбитые жернова, колосья пшеницы, аисты, символизирующие души умерших от голода и т.д. Однако все сходятся на том, что с позиций сохранения культурных ландшафтов соорудить такой огромный памятник рядом с Киево-Печерской Лаврой было недопустимой ошибкой. Мемориал дерзко, властно внедряется в визуальную линию холмов, разрушая ее.