Дорогие френды, чешские и не совсем, я тут между иммунологией и педиатрией придумала повторить историю Чехии так, для интереса, ну и делюсь с вами выжимками - чтобы мне было веселее повторять, а вам просто поинтересоваться, если что :)) Выкладывать буду по частям - по мере повторения.
Итак. Часть первая. От древнейших времен по первого Пршемысловича Борживоя.
Палеолит (очень давно). Вот мимо нас проходит хомо эректус. Одет в шкуру, несет рубило и отщеп. В пещере над Качакем, или в районе будущих Брна, Бечова, Пршеслетиц его ждет жена возле очага. Огонь, стало быть, уже не новость, но еще хай-тек. Следом идет неандерталец, в том числе сворачивает куда-то в район будущей Праги. По ходу дела рисует коняшку на стене пещеры в районе Бероуна, а потом еще целое стадо коней в пещере Пекарна и Брна. Хулиган.
Мезолит. Человек разумный разумный придумал лодку, санки и лыжи. Веселится, как может. Живет вдоль рек Влтава и Морава.
Неолит. Мода на кувшины и венер. Все уже немного осели и открыли для себя радости земледелия. Серьезное противостояние в художественных и гончарных кругах - чем лучше украшать кувшины: точечками, или палочками, выпукло или вогнуто?
Бронзовый век и Железный век - как у всех: оружие, украшения. Все тщательно закапывается, чтобы археологам было, что откопать.
IV век до новой эры. Приходит первая волна кельтов. Называются племенем боев, тоже многое закапывают, например, золотые кельтские монеты, головы богов и героев из песчаника. Заскучав, отправляются походом в Италию.
II-III век новой эры - прискакали германские племена, окончательно вытеснили кельтов, осели, живут. Самое веселое племя, маркоманы, воюют с Марком Аврелием. К ним присоединяются кочевые племена сарматов. Войны названы маркоманскими. Марк Аврелий побеждает со счетом 2:0, и сам умирает от
небезизвестной вам аврелианской чумы, которая вовсе не чума. А в Моравию уже просачиваются славяне...
V век (точнее, 434-454 годы) - на маркоманов и прочих германцев свалился бич божий Атилла. Они его очень зауважали, написали о нем прилично легенд и песен, где хвалили в основном безудержный нрав и пышную бороду. Потом римляне за галлов показали Атилле большую козу на Каталаунских полях, и тот приутих (хотя и не совсем: галлам еще пару раз пытался наподдать исподтишка, чтобы не ябедничали). А вскоре и вовсе умер от рук и ножа красавицы-жены. Бывает. С утратой Атиллы, по Чехии и Словакии принимаются бродить грустные готы, вандалы, лангобарды и прочие беспокойцы. Маркоманы же отбывают в Баварию, очевидно решив, что пиво и сосиски там лучше. Славяне постепенно занимают освободившиеся земли и немножко ликуют.
623 год. О, вот тут несколько неожиданный, к сожалению слабо освещенный в истории поворот. Приходит откуда ни возьмись Само (это имя такое, ударение на первый слог). Вроде по слухам, франкский купец, но по сути, видимо, крайней степени пройдоха, а точнее - хороший менеджер, потому что за несколько лет он умудряется построить славянскую империю. Причем империя настолько сильна, что отражает нападения аваров с востока, и франков с запада, обиженных на Само, который не поделился. Тогда же, в едином творческом порыве предки чехов и словаков слагают легенды о Чехе, Лехе, Кроке и Либуше с сестрами - с этого начинается чешская литература, чешская национальная идея, и чехи как народ. А главное, впервые упоминается Пршемысл-пахарь, который женившись на мудрой Либуше, вроде бы становится родоначальником чешских князей, о которых, впрочем, еще некоторое время мы ничего не услышим.
805 год. Пришел Карл Великий - франкский король и первый император Западной Римской империи - показал в битве у Камбурга обитателям территорий еще не Чехии и пока не Словакии, где раки зимуют, и все, кто при этом присутствовали, организованно сдались.
833 год. Князь Моймир I живет в Микулашицих (это Моравия), очень не любит князя Прибину, который обосновался в Нитре (это на западе нынешней Словакии). Чтобы продемонстрировать, насколько сильно ему нелюб Прибина, Моймир оного Прибину вышибает из Нитра и присоединяет все освободившиеся земли к своему княжеству, которое теперь без лишней скромности называет Великой Моравией.
845 год. 14 человек чешских князей разной степени важности и нужности отправляются по приказу Моймира I к восточно-франкскому королю (да, Карл великий немного поделил Франкское королевство) Людвику-Немцу, где их скопом крестят. Так Людовик и Моймир пытаются заручиться поддержкой друг друга, и скрепить на небесах то, что скрепить светской политикой весьма непросто.
846 год. Моймир умер, да здравствует Ростислав. Племянник Моймира оказался с размахом и совсем другими, чем у дяди, политическими взглядами. Он решает - да ну его, этого Людовика Немца. Ну, король, ну Баварский воевода, и что? Скучно. То ли дело могучая Византия. И славянским корням ближе, и армия-то у них понадежнее. Так что Ростислав спешно кропает депешу императору Византии в том смысле что “Срочно пришлите пару-тройку миссионеров порасторопнее. В долгу не останусь. ”
863 год. В ответ на письмо приходит посылка - Константин и Мефодий появляются в Моравии и, не долго думая, принимаются проповедовать славянский христианский обряд. Мефодия, как более коммуникабельного, назначают архиепископом Моравским. Людовик Немец сильно обижается, и начинает бодать Моравию в западный бок, но ничего у него не выходит ни при Ростиславе, ни при сменившем его Святополке.
880 год. Еще подчиненный Моравии, но уже живущий в районе Праги, и мечтающий о свободе Борживой Пршемысловец (который считается потомком легендарного Пршемысла-пахаря и основателем чешской княжеской, а потом и королевской династии Пршемысловичей) и его супруга Людмила принимают крещение от Мефодия.
Продолжение, как вы понимаете, следует :)