Взято из
Ἀλήθεια | Православное богословие
16 мая в 15:29
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ВОЗМОЖНЫМ ОШИБКАМ СВЯТЫХ ОТЦОВ?+++
Свт. Фотий Константинопольский:
«К тому же, если собрание названных отцов [- Августин, Амвросий и Иероним - ], получив увещевание относительно предложенного предмета [Filioque], возразило и отважилось на некое упорство и непослушание, и они остались в том же извращенном мнении и с ним окончили жизнь после обличений, то необходимо отвергнуть их вместе с этим мнением.
Если же они неправильно выразились или по какой-то ныне нам неведомой причине уклонились от правоты, но никакого исследования не было им предложено, и никто не призвал их к познанию истины, мы ничуть не менее причислим их к отцам, чем если бы они этого не говорили, ради прекрасной жизни и почтенной добродетели, и безупречности в прочем благочестии, а словам их там, где они ошиблись, не последуем...
Мы же, поскольку обнаруживая и неких других из блаженных наших отцов и учителей во многом многократно отклонившимися от точности правых догматов, отклонений не принимаем, а людей приветствуем, так и если кому пришлось сказать, что Дух исходит от Отца и Сына, тех мы не отделяем от отеческого стада. Ведь и включая Дионисия Александрийского в сонм святых отцов, мы никоим образом не приемлем обращенные им к Савеллию Ливийцу арианские высказывания, но совершенно отвергаем их. И иже в мучениках великого Мефодия, правившего архиерейским кормилом Патарского престола, а также и Иринея, епископа Лугдунского, и Папия Иерапольского, одного украсившегося мученическим венцом, а других - мужей апостольских и дивно блиставших образом жизни, не следуя им в тех вещах, где они небрегли истиной и уклонились в высказывания, противоречащие общему церковному учению, мы вовсе не отрешаем никого из них от отеческой чести и славы.
Мне не хватит дня перечислять тех, кого мы украшаем отеческой честью, но кому не подражаем в том, в чем они отклонились от истины. Вот так и если окажется, что некоторые вопреки Владычнему речению, всех нас тайноводствующему, сказали, что Дух исходит от Сына, то мы отвращаемся от нововведения как подделывающего и искажающего Владычнее речение, отца же его, тем более что он молчит и не присутствует и не возражает, нисколько не осуждаем».
___________________________
Источник: Послание патриарха Фотия архиепископу Аквилейскому (Epistula 291) // Антилатинские сочинения. М., 2017. С. 155-156
Тот же принцип справедлив и к гораздо менее заблуждающимся догматически, чем Августин, Феодору Мопсуэтскому.