Поклоняемся страстем твоим Христе, покажи нам и славное свое Воскресение.

Apr 06, 2018 16:36



Сербия монастырь Студеница.
Этот разговор начался здесь https://rwmios-f.livejournal.com/10883.html

https://rwmios-f.livejournal.com/187309.html

Cовершенно необходимо каждому, кто считает себя христианином понять что есть страдания(страсти) Христа и что есть воскресение. Попросить Бога воплощенного Христа дать вам понять, что есть воскресение...Покажи Боже...В мп этого, похоже, не понимает ни один архиерей... см. https://rwmios-f.livejournal.com/153138.html

Этой заметкой попытаемся помочь это сделать...Прежде всего отсечь ложные понимания...

Прилагание непосредственно,в прямом смысле, Богу (божественной природе или божественной ипостаси)=божеству, страдания(теопасхизм) и смерти (теофанатизм) страшная ересь...Помним всегда, что ипостась Христа божественная -Бог Логос. Ставшая и Своей плоти (в неделимом человеческой природе) ипостасью. Анафемствованна ересь теопасхизма еще на 1 вс.соборе.(см. последний стих никейского символа). Такие люди, похожи на богоубийц древних иудеев, страшные слова в адрес, которых ныне говорит Церковь в своих последованиях...Речь идет прежде всего об упорствующих, несмотря на объяснения, в ереси теопасхизма и теофанатизма...Прежде всего такие изменители Бога как бы убивают истинного неизменного Бога для себя, и в себе.Рискуя своим спасением..Ибо нет того изменяемого «бога» о котором они говорят. Изменяемый не Бог... Нет и того «спасения-искупления», о котором они ложно учат, как об удовлетворении, якобы оскорбленной божественной справедливости... Не это есть спасение -избавление наше...Не оскорбляется и вообще никак не изменяется Бог, и справедливость Его никак не может быть уязвленной или неуязвленной. Его справедливость, которая есть нетварная божественная энергия предвечна, неизменна и всесовершенна... Как и все божественное. Св. Иоанн Златоуст говорит об этом так:

«Ибо Богу никто никак не может повредить, ни безчестя Его, ни восхваляя [невозможно] явить Его более блистательным; но он всегда в собственной пребывает славе, ни хвалами не становясь больше, ни хулами не уменьшаемый; но это люди, одни восхваляющее Его достойно, хотя достойно никому сие [сделать] невозможно, т.е по силе своей[cлавословят], из славословия пользы плоды получают; а хулящие и позорящие Его, собственное разрушают спасение.»[1]

Давайте послушаем Церковь и ее отцов, возвещающих абсолютную непричастность Бога Слова, в прямом смысле, страданию и смерти. И о том, что есть воскресение.. св.Кирилл Александрийский:

«Жив[был] Логос и тогда когда смерть вкушала Его святая плоть, дабы победой над смертью и попранием тления(порчи ),Сила воскресения вошла во весь человеческий род».[2]

Св.Феодорит Кирский приводит в приложении к 3-й части Эраниста, среди прочих многочисленных цитат, и анафему древнего (православного еще) римского патриарха Дамаса теопасхитам:

«Если кто скажет, что в страсти крестной боль претерпел Сын Божий и Бог, а не плоть его с душею, которой он облекся или зрак раба, который, Он Самому себе воспринял, как сказало Писание, анафема да будет».[3]

Все это утвержденно 3-им вселенским собором, который приняло одно из писем св.Кирилла как образец веры. Вот слова из этого письма, коими изъясняется в каком смысле Он называется вкусившим смерти:

«Поскольку снова собственное его тело, благодатию Божией, как сказал Павел, за всякого вкусило смерти, то Он называется вкусившим смерти»[4].

И там же :«Его плоть вкусила смерти. Так же и когда говорим о его воскресении, говорим о Его восставшей плоти, не как о падшем в тлен, да не будет, но в смысле что снова восстает Его тело»[5]

Что считает св.Григорий Богослов, слова которого также приводит бл.Феодорит в Эранисте, самым худшим в ереси Апполинария? Давайте послушаем великого отца :

«И сие страшное и из всего самое худшее то, что Самого Единородного Бога, судию всех, начальника жизни, упразднителя смерти, делает смертным, и самим Его божеством принимающим страдание, и в том тридневном умервщлении тела и божество делает соумершим телу»[6]...

Итак, смотрим концовку великого диалога Эранист. Бл.Феодорит говорит опонненту теопасхиту-монофизиту:

«Так что нужно слыша о страдании и о кресте понимать так, что это к природе принимающей страдание нужно относить, а не к нестрадательной, но к той, которая ради этого была воспринята. И достойные отцы нестрадательной исповедовали божественную природу, но к плоти относили страсть, и об этом свидетельствует окончание символа веры; которое гласит так; «говорящих же что было когда не был, и до рождения не был и что из не сущих стал быть, или из иной какой ипостаси и сущности говорящих быть ему и превратным или изменяемым считающих Сына Божия, таковых анафемствует кафолическая и апостольская Церковь.» Смотри какому наказанию подвергают тех кто страдание божественной природе сочетают". Опоннент отвечает: «Об превращени там слово и об изменении.» Сравним слова бл. Феодорита со словами Кирилла Александрийского, дабы увидеть согласие отцов: «Таким образом, если будем говорить пострадал плотию, так соблюдается и нестрадательность Его, ибо понимается Он Богом. Так же говорит и божественный Петр «Христос единожды за грехи о нас умер, праведный за неправедных, дабы нас привести Богу, умервщленнный плотию, оживотворившийся духом». Поскольку если[например] кто то хочет сказать просто неопределенно, что он пострадал, почему духоносный[апостол], прибавил «плотию»? Ибо знал, что о Боге речь. Таким образом, нестрадательное присовокупил, поскольку Его Богом разумеем, благоискуснейше прибавив «плотию», ибо ею возможно страдать.»[7]

Бл Феодорит отвечает на реплику опонента Эраниста: « Страдание чем иным является как не превращением и изменением? Если нестрадателен был до воплощения, а после пострадал, то конечно в силу превращения пострадал; и если безсмертным был до вочеловечения а потом вкусил смерти, как вы говорите, в любом случае изменился смертным из безсмертного став. Но против этих слов и их отцов, всеславные священные отцы поставили ограждения, и как зараженных членов от здравого их отделили тела. Поэтому прошу тебя, убоятся наказания и возненавидеть богохульство.»

[1] Τὸν μὲν γὰρ Θεὸν οὐδεὶς οὔτε ἀτιμάζων παραβλάψαι δυνήσεται, οὔτε εὐφημῶν λαμπρότερον ἀποφῆναι· ἀλλ' ἐπὶ τῆς οἰκείας ἀεὶ μένει δόξης, οὔτε εὐφημίαις αὐξανόμενος, οὔτε ἐλαττούμενος βλασφημίαις· τῶν δὲ ἀνθρώπων οἱ μὲν δοξάζοντες αὐτὸν κατ' ἀξίαν, μᾶλλον δὲ κατ' ἀξίαν μὲν οὐδενὶ δυνατόν, εἰς δὲ δύναμιν τὴν ἑαυτῶν, τὴν ἀπὸ τῆς δοξολογίας ὠφέλειαν καρποῦνται· οἱ δὲ βλασφημοῦντες καὶ ἐξευτελίζοντες τὴν οἰκείαν λυμαίνονται σωτηρίαν. Joannes Chrysostomus Scr. Eccl. : De incomprehensibili dei natura (= Contra Anomoeos, homiliae 1-5) : Homily 3, line 40

[2] Ἔζη γὰρ ὁ Λόγος καὶ γευομένης θανάτου τῆς ἁγίας αὐτοῦ σαρκός, ἵν' ἡττηθέντος θανάτου καὶ πεπατημένης τῆς φθορᾶς, ἡ τῆς ἀναστάσεως δύναμις εἰς ἅπαν ἔρχηται τὸ ἀνθρώπινον γένος.
Cyrillus Theol. : Quod unus sit Christus : Aubert page 764, line 36

вспомним здесь и недавнюю абсурдную претензию архиерейского собора РПЦ к Всеправославному Собору

https://rwmios-f.livejournal.com/153138.html

Т.е видим в рпц отрицание одного из важнейших аспектов спасения т.е исцеления смертности и тленности нашей природы воплощенным Богом,которое он соделал своим Воскресением? Это отрицание самого главного догмата... И это спасительное деяние воплощенного Бога будет доступно всем, независимо от личной святости или греховности, людям...Абсолютно все воскреснем не в таком теле как сейчас, какое было и у Христа до Воскресения, т.е смертном и тленном, но в безсмертном и нетленном, т.е в таком как у Христа после Воскресения...А уж каким будет для каждого это воскресение-воскресением живота-блаженства или воскресением суда-наказания-это зависит от личной святости или греховности каждого...Каким для нас будет встреча с нетварным светом, с его нетварной энергией это в зависимости от того какими мы себя соделали...http://bible.optina.ru/new:1kor:15:28
«Да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28), свет - достойным света, а карающий огонь - достойным вечного мучения! Письма на разные темы. Досифею.
Прп. Нил Синайский

ἀνάστασίς ἐστιν ἡ εἰς τὸ ἀρχαῖον τῆς φύσεως ἡμῶν ἀποκατάστασις.

Gregorius Nyssenus Theol. : Dialogus de anima et resurrectione : Volume 46, page 148, line 2

Воскресение есть восстановление нашей природы в древнее[состояние]

[3] Τοῦ ἁγίου Δαμάσου ἐπισκόπου Ῥώμης. Ἀπὸ ἐκθέσεως. Εἴ τις εἴποι, ὅτι ἐν τῷ πάθει τοῦ σταυροῦ πόνον ὑπέμεινεν ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ καὶ θεός, καὶ οὐχὶ ἡ σὰρξ μετὰ τῆς ψυχῆς, ἣν ἐνεδύσατο ἡ τοῦ δούλου μορφή, ἣν ἑαυτῷ ἔλαβε, καθὼς εἴρηκεν ἡ γραφή· ἀνάθεμα ἔστω. Theodoretus Scr. Eccl. et Theol. : Eranistes : Page 238, line 24

[4] ἐπειδὴ δὲ πάλιν τὸ ἴδιον αὐτοῦ σῶμα χάριτι θεοῦ, καθά φησιν ὁ Παῦλος, ὑπὲρ παντὸς ἐγεύσατο θανάτου, λέγεται παθεῖν αὐτὸς τὸν ὑπὲρ ἡμῶν θάνατον, Concilia Oecumenica (ACO) : Concilium universale Ephesenum anno 431 : Tomëvolumëpart 1,1,1, page 27, line 21

[5] ἡ σὰρξ αὐτοῦ ἐγεύσατο θανάτου. οὕτω καὶ ἐγηγερμένης αὐτοῦ τῆς σαρκός, πάλιν ἡ ἀνάστασις αὐτοῦ λέγεται, οὐχ ὡς πεσόντος εἰς φθοράν, μὴ γένοιτο, ἀλλ' ὅτι τὸ αὐτοῦ πάλιν ἐγήγερται σῶμα. Concilia Oecumenica (ACO) : Concilium universale Ephesenum anno 431 : Tomëvolumëpart 1,1,1, page 28, line 1
и там же

ἦν γὰρ ὁ ἀπαθὴς ἐν τῷ πάσχοντι σώματι.
Ибо Он был нестрадающ в страдающем теле...
[6] Καὶ οὔπω τοῦτο δεινόν· ἀλλὰ τὸ πάντων χαλεπώτατον, ὅτι αὐτὸν τὸν μονογενῆ Θεόν, τὸν κριτὴν τῶν πάντων, τὸν ἀρχηγὸν τῆς ζωῆς, τὸν καθαιρέτην τοῦ θανάτου, θνητὸν εἶναι κατασκευάζει, καὶ τῇ ἰδίᾳ αὐτοῦ θεότητι πάθος δέξασθαι, καὶ ἐν τῇ τριημέρῳ ἐκείνῃ νεκρώσει τοῦ σώματος καὶ τὴν θεότητα συναπονεκρωθῆναι τῷ σώματι, Gregorius Nazianzenus Theol. : Epistulae theologicae : Epistle 202, section 16, line 4

[7] Οὐκοῦν, κἂν εἰ λέγοιτο παθεῖν σαρκί, τηρεῖται καὶ οὕτω τὸ ἀπαθὲς αὐτῷ καθὸ νοεῖται Θεός. Τοιγάρτοι φησὶ καὶ ὁ θεσπέσιος Πέτρος· «Ὅτι Χριστὸς ἅπαξ ὑπὲρ ἁμαρτιῶν περὶ ἡμῶν ἀπέθανε, δίκαιος ὑπὲρ ἀδίκων, ἵνα ἡμᾶς προσαγάγῃ Θεῷ, θανατωθεὶς σαρκί, ζωοποιηθεὶς δὲ πνεύματι.» Ἀνθότου γάρ, φαίη ἂν οἶμαί τις, οὐχ ἁπλῶς ἢ ἀδιορίστως ἔφη παθεῖν αὐτὸν ὁ πνευματοφόρος, προσεπήνεγκε δὲ «τῇ σαρκί;» Ἤιδει γάρ, ᾔδει περὶ Θεοῦ λέγων. Τοιγάρτοι τὸ ἀπαθὲς προσνενέμηκεν αὐτῷ καθὸ νοεῖται Θεός, εὐτεχνέστατα προσενεγκὼν «τῇ σαρκί,» περὶ ἣν ἂν γένοιτο τὸ παθεῖν. Cyrillus Theol. : Quod unus sit Christus : Aubert page 766, line 12

Догмат искупления, Святой Феодорит Кирский, Кирилл Александрийский, Вселенские соборы, Православная христология

Previous post Next post
Up