Месяц назад, 17 декабря 2015 года в Краснодаре прошел круглый стол, посвященный обсуждению законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия».
Организатором круглого стола выступило краснодарское региональное отделение «Родительского Всероссийского Сопротивления». В обсуждении законопроекта приняли участие представители различных общественных организаций, входящих в «Совет общественных организаций по вопросам защиты семьи, материнства и детства», а также приглашенные гости. По итогам круглого стола участниками была принята резолюция.
Ниже привожу текст резолюции.
Резолюция круглого стола на тему: «Законопроект «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», принятая на заседания Совета общественных и родительских организаций по защите семьи в г. Краснодаре 17 декабря 2015 года.
Законопроект «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», который 1 октября 2015 года члены Совета по правам человека передали Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой поддержать и внести в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации.
Участники круглого стола детально обсудив нормы и дух указанного законопроекта пришли к следующим выводам:
1) Аргументация, изложенная в пояснительной записке к законопроекту, является манипулятивной.
Актуальность законопроекта обосновывается тем, например, что якобы «в настоящее время проявление насилия в семье в различных его формах приобрело угрожающие масштабы. Так, в РФ 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье». Это не соответствует действительности.
Масштабы семейного насилия находят отражение в официальной статистике Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД РФ, выделяющей такие группы потерпевших, как женщины и дети, являющиеся самыми уязвимыми в плане возможных преступных посягательств, совершаемых в семье.
Так, в 2014 году потерпевшими от насильственных преступлений было признано 46567 несовершеннолетних, из которых жертвами родительских преступлений стали 6264 человек. Следовательно, в структуре насильственной преступности в отношении детей на долю родительских преступлений приходится 13,4% и на долю всех остальных (неродительских) - более 86%.
В соотношении к общему числу несовершеннолетних, проживающих в России, потерпевшие от родительского насилия составляют около 0,02%. Число женщин, признанных потерпевшими от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, в 2014 году составляло 165750 человек, из них от насилия со стороны супруга пострадали 15246 (9%), со стороны детей - 4722 (2,8%), от иных членов семьи - ещё 1390 (6,9%).
Следовательно, в целом удельный вес официально зарегистрированного семейного насилия в отношении женщин составляет 18,7%, а на долю несемейного приходится 81,3%.
Приведенные цифры опровергают утверждения об угрожающих масштабах семейного насилия и доказывают, что и в первом, и во втором случаях именно «несемейная сфера» представляет наиболее опасный источник преступных посягательств и требует повышенного внимания со стороны государства.
2) Внедряемый законопроектом режим «социально-правовой защиты» с новыми «основами правового регулирования» (ст.1) - является чуждым моральным и нравственным устоям семьи и общества, существующим нормам и правилам воспитания и образования, противоречит Конституции РФ и федеральным законам и направлен на демонтаж традиционной семьи.
3) С психологической точки зрения, вводимые законопроектом понятия «психологического», «экономического», а также расширение понятия «физического насилия» дает повод для вмешательства практически в каждую семью.
4) С юридической точки зрения предлагаемый законопроектом режим правового регулирования имеет ряд негативных особенностей:
- основанием (ст. 18) для принятия мер индивидуальной профилактической работы (ст. 17) является лишь факт поступления заявления о «насилии», попытке «насилия» или угрозы «насилия» (ст.22 ч.1), без всякой процедуры разбирательства и установления вины.
- заявление о насилии может поступать от кого угодно - (ст. 18 ч.З) «из органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и физических лиц».
- сотрудники полиции, а не суд или прокуратура (ст. 10 ч.2) рассматривают заявления и сообщения о фактах семейно-бытового насилия или об угрозе их совершения и принимают меры по их пресечению.
- в предложенном режиме правого регулирования не прописано никакого процессуального порядка разбирательства и установления вины.
- право выявления фактов «насилия» получают, кроме полиции, «некоммерческие организации, международные и иные неправительственные организации» (ст. 15).
Таким образом, участники круглого стола считают, что данный законопроект является неактуальным и необоснованным, противоречащим интересам семьи, общества и государства и не подлежит передаче в Государственную Думу.
Резолюцию подписали:
Участники круглого стола, представители «Совета общественных организаций по вопросам защиты семьи, материнства и детства»:
- Член ОООЗС «РВС», председатель регионального отделения РВС Шабалина А.Н;
- Член правления АРКС, председатель ОД «Объединенного Родительского собрания Юга России», сопредседатель ОД «Анапский Родительский комитет» Яцухно Л.H;
- Секретарь совета общественных и родительских организаций Краснодарского края, член ОООЗС «РВС» регионального отделения Боганцева Д.
- Сопредседатель ОД «Анапский Родительский комитет» Плотников И. И;
- Руководитель фракции "За семью" "Партии Великое Отечество" в Краснодарском крае Севостьянова А. А;
Заместитель председателя ОО «Новороссийский городской родительский комитет» Синоцко А. М;
- Председатель краевой общественной благотворительной организации «Центр поддержки семьи и детства «Единство» Беседина О. Ю;
Участники Круглого Стола:
- Настоятель храма Рождества Христова член совета по этике при Законодательном собрании Краснодарского края благочинный 1 -го Екатеринодарского округа протоиерей Александр Игнатов
- Доктор социологических наук, профессор Кубанского государственного университета Хагуров Т. А.,
- Доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета Остапенко А.Б.