12 июля в Москве в Большом концертном зале имени Чайковского состоялся II Съезд Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС). Организация была учреждена 9 февраля 2013 года и начала свою работу со сбора подписей под обращением к Президенту РФ Владимиру Путину по поводу внедрения ювенальных технологий в России и против принятия двух ювенальных законов, которые впоследствии действительно удалось остановить.
На повестке II Съезда было подведение итогов работы за более, чем два года существования организации, а также обсуждение следующей, не менее животрепещущей темы, волнующей всех родителей России, - образования.
Примечательно то, что в качестве символа нынешнего Съезда была выбрана фотография, на которой дети возвращаются домой из разрушенной школы в Сталинграде (1943 год). Действительно, итогом Холодной войны стало разрушения государства Советский Союз, а также последующее уничтожение его общественных институтов, в том числе и системы образования. За более чем двадцатилетний период «реформ» российское образование претерпело такое количество качественных изменений, что, по мнению одного из докладчиков Съезда, мы подступили вплотную к «точке невозврата» - поговаривают об отмене обязательности ЕГЭ, выпускного и одновременно вступительного экзамена в ВУЗ, а значит, невозможности хоть как-то измерить уровень качества образования, а значит, и отсутствия необходимости у учеников хоть какой-то подготовки вообще. Также со стороны Министерства образования в последнее время звучала идея об необязательности аттестатов, что, по мнению эксперта, является прямым посягательством на саму идею всеобуча.
Приветственная часть Съезда открылась видеообращением митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеймона, который отметил необходимость духовно-нравственного воспитания, неразрывно связанного с воспитанием патриотическим. И то, и другое, на его взгляд, невозможно без правдивой информации об истории своей Родины, без целостного взгляда на мироздание и Человека.
С приветственным посланием выступила советник Уполномоченного представителя Президента по делам детей Ольга Пристанская, которая отметила большую роль РВС в работе Общественного совета при Уполномоченном Президента по делам детей Павле Астахове, а также тот факт, что Россия отстаивает традиционные семейные ценности на международном уровне.
Председатель комитета ГД по вопросам семьи и детства Елена Мизулина сообщила, что благодаря тесному сотрудничеству с Родительским Всероссийским Сопротивлением подготовлены для рассмотрения 52 поправки в Семейный кодекс РФ, которые помогут утвердить в российском законодательстве принцип презумпции добросовестности родителей.
Ольга Баталина, председатель Комитета ГД по вопросам социальной политики отметила, что, касательно ювенальных технологий, существует практика перегибов на местах, когда положения законов понимаются превратно, в то время как Президентом и Государственной Думой взят курс на невмешательство в дела семьи. Также депутат призвала возродить в обществе уважение к старшим и подчеркнула, что очень трудно «проталкивать» хорошие законы без «поддержки снизу».
Важной частью работы за последний год явился сбор и передача гуманитарных грузов на Донбасс. Также в ходе работы возник проект «Дети России - детям Донбасса», который объединил 197 школ из 52 городов России, в результате которого было собрано 22 тонны продуктов, медикаментов, канцтоваров для школьников, оказавшихся в зоне бедствия.
Отчет о деятельности организации включал выступления активистов из разных регионов России, а также зарубежных отделений. РВС за рубежом проводит акции и выставки, ведет информационную работу, посвященную правдивому освещению событий на Украине и гражданской войне на Донбассе. Есть успехи и на ниве противодействия ювенальной юстиции: удалось вернуть несколько малышей в родные семьи в Германии.
Активисты из регионов России рассказали также о свой деятельности: в Тульской области помогли отстоять и не закрыть сельскую школу, в Ульяновске закрыли Центр толерантности. Инициировали проведение Круглого стола в Совете Федераций по вопросу внедрения бэби-боксов, аналога средневекового анонимного способа подкидывать детей. Подвергнута также критике идея создания клиник для анонимных родов. Кому в России выгодны неучтенные дети? Эти инициативы продвигаются общественными организациями, финансируемыми западными фондами, но по действующему законодательству не являющимися (!)е иностранными агентами.
Большое внимание по-прежнему уделяется движением ювенальным технологиям изъятия детей из кровных семей с последующей передачей в профессиональные семьи. Все настойчивей звучит требование активистов устранять причины неблагополучия в семьях. Ведь малоимущие семьи получают пособие на ребенка около 300 рублей в месяц, в то время как профессиональная семья получает за ребенка порядка 18000 рублей. В ситуации экономического кризиса такая форма устройства в семью на пике популярности, детей даже не хватает. В то же время возникла инициатива узаконить «посредническое» вознаграждение для органов опеки при устройстве детей в приемную семью, что может повлечь за собой волну неправомерных изъятий детей под разными предлогами, как это происходит на Западе, где работа органов опеки превратилась в социальный бизнес. Больше изъятых детей - больше денег. Этого в России допустить нельзя.
Руководитель Родительского Всероссийского Сопротивления Мария Рачиевна Мамиконян сообщила об итогах работы организации за два с половиной года в сфере противодействия ювенальным технологиям. В организацию поступило 314 заявлений, из них 80% - случаи неправомерного изъятия детей из семьи. 73 случая разрешены успешно при активном содействии организации, 35 случаев разрешились благополучно посредством телефонных консультаций, 134 случая в работе, 72 случая отклонены.
Помимо практической помощи населению РВС занимается разработкой законодательства по делам семьи. Активист движения судья в отставке Людмила Виноградова создала ряд законопроектов с поправками в действующее законодательство, находящихся на рассмотрении в ГД и была избрана в Общественную палату РФ.
Вторая сессия Съезда была посвящена ситуации в российском образовании. Были представлены предварительные результаты социологического опроса, который РВС проводило с 22 по 7 июля 2015 года. В проведении опроса участвовало 1203 интервьюера, которые опросили 24 тыс. 506 человек в 75 субъектах РФ.
Опрос показал, что граждане России не поддерживают ЕГЭ, поскольку цель школьного образования не сводится к подготовке к поступлению в ВУЗ («за» ЕГЭ высказались всего 8,6% респондентов). По мнению большинства респондентов (81,5%), основная задача образования - воспитать гармонично развитого человека, способного творчески подходить к любым задачам. И только 14,7% считают, что задача образования - вырастить «квалифицированного потребителя».
На Съезде выступили преподаватели средней и высшей школы. Педагоги обеспокоены фактическим запретом на трудовое воспитание, формированием у учащихся клипового мышления, перегруженностью учебников фактами и деталями при отсутствии целенаправленного формирования у учащихся причинно-следственных связей. Фактически массовая школа сейчас не учит думать. Также серьезные опасения вызывает отсутствие переводных и выпускных экзаменов по основным предметам, которое стало серьезнейшим демотивирующим фактором, по сути дела толкающим детей на то, чтобы не учиться, а учителей на то, чтобы не учить. Роль и статус школы в обществе на данном этапе низведен до такой степени, что это отобразилось и на уровне названия - школа стала именоваться образовательной организацией. Учитель отныне не формирует личность и самосознание ученика, а является продавцом образовательных услуг. И отдельный вопрос, почему заложенные в Конституции РФ права гражданина, в том числе и на образование, превратились в услуги.
Много говорилось и о содержании образования - учебных программах и учебниках. О том, что в советское время учебники писались профессионалами, а за последние 20 лет сократилось количество часов, но увеличилось количество тем, например, по физике. И некоторые темы не соответствуют возрасту учащихся, вследствие чего темы не усваиваются, а изучаемый предмет становится предметом ненависти.
Реформаторы добрались и до детских садов - выпущены ФГОС для дошкольного образования. По этому стандарту ребенок является субъектом педагогики, то есть он решает, каким он хочет быть. Хочет он учиться или не хочет. А воспитатель - всего лишь часть образовательной среды. По словам создателей ФГОС для дошкольников стандарт - это отсутствие стандарта. Куда, так сказать, выведет индивидуальная образовательная траектория... Уникальным фактором развития для ребенка становится проживание своего детства, так считают авторы ФГОС. Взрослый не должен ему мешать, давить на него, никак на него воздействовать.
В советской же педагогике образование - это процесс и результат усвоения систематических знаний. И главное - процесс образования и воспитания неотделимы друг от друга (к слову, на Западе вообще нет такого понятия, как воспитание. Даже слова такого нет ни в английском, ни в немецком языке). Ребенок - объект педагогики, а учитель - это носитель культурно-исторического опыта и организатор передачи социального опыта от поколения к поколению.
Много на Съезде говорили о советском образовании. И действительно, оно было органически связано с историей и культурой русского народа, пронизано высшими смыслами, которые привнесло в русскую культуру Православие. О том, что наивысшей точкой развития Человека была советская эпоха, в которую стал возможным полет человека в космос. Именно тогда советское образование привлекло к себе внимание всего мира и было признано Организацией Объединенных Наций эталонным.
Православная церковь говорит о том, что человек познает Творца через его творение. То есть изучая себя, общество, природу, космос, человек приближается к тайне создания мира, к пониманию того, в чем смысл и предназначение человечества, к познанию Бога. Но это также накладывает на человека высочайшую ответственность - ответственность перед предками и будущими поколениями. Советское образование формировало человека-Творца, а вот бывший министр образования РФ Фурсенко задачей образования провозгласил создание квалифицированного потребителя... О какой ответственности перед Историей может идти речь, если квалифицированный потребитель живет по принципу «после меня хоть потоп»?
Так каким должно быть российское образование? Это должны решить родители России - вот что стало ключевой идеей II Съезда Родительского Всероссийского Сопротивления.
Елена Козлова, делегат II Съезда РВС