Инициативу установки в Севастополе памятника «100-летие окончания Гражданской войны на Юге России» обсудили общественники и эксперты 10 сентября на круглом столе, инициированном общественным движением «Суть времени».
Круглый стол, прошедший в конференц-зале гостиницы «Севастополь», собрал более тридцати представителей общественных организаций, политических партий, творческих союзов и экспертных объединений. В работе круглого стола также приняли участие представители городского правительства и законодательного собрания. На обсуждение был вынесен вопрос целесообразности возведения в городе-герое Севастополе памятника, символизирующего общенародное «примирение» между «красными» и «белыми» в Гражданской войне. Все участники круглого стола в один голос дали резко отрицательную оценку инициативе по возведению монумента.
«Также мы наблюдаем, что со стороны инициаторов и со стороны местных властей происходят некоторые спекуляции относительно названий этого памятника. Потому что сначала он был назван памятником „Примирения“, что вызвало однозначное его отторжение севастопольцами. Затем его назвали памятником „Единство России“, но концепция не была изменена. И сейчас уже этот памятник переименовали в „100-летие окончания Гражданской войны на Юге России“, чем ввели людей в заблуждение», - сказала Чепурная.
Общественница также напомнила о том, что, начиная с 2017 года, севастопольцами были проведены многочисленные акции протеста против установки монумента: множество одиночных и массовых пикетов, передача более 800 подписей жителей города против установки этого памятника и более двух тысяч подписей в поддержку строительства на мысе Хрустальном мемориального комплекса героям - защитникам Севастополя в годы Великой Отечественной войны.
Активист обратила внимание собравшихся на то, что на протяжении нескольких лет из СМИ, а также от некоторых чиновников звучат заявления о том, что инициатором установки в Севастополе памятника «100-летие окончания Гражданской войны на Юге России», который широко известен как памятник «Примирения», выступает президент России Владимир Путин, однако в реальности от президента за три года не прозвучало ни единого официального заявления.
«Ни единой цитаты Путина по поводу установки памятника „Примирения“ нигде не было. А есть обращение некого князя Никиты Лобанова-Ростовского в 2016 году к Владимиру Мединскому, который является председателем Российского военно-исторического общества (РВИО) и на тот момент занимал пост Министра культуры РФ. Из-за того, что общественность тогда отреагировала на эту инициативу резко отрицательно, не удалось в 2017 году установить данный памятник. И тот же самый князь Никита Лобанов-Ростовский уже в 2019 году с некой претензией обращается к В. И. Матвиенко с просьбой выяснить, почему же до сих пор в Крыму не стоит памятник, символизирующий „примирение“ между „красными“ и „белыми“ в Гражданской войне», - отметила общественница.
Почетный председатель Союза советских офицеров, полковник в отставке Борис Френтий рассказал собравшимся о провокационном заседании комитета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, прошедшем 2 сентября в Севастопольском доме ветеранов.
По его словам, провокация заключалась в том, что несмотря на то, что подавляющее большинство ветеранов выступило категорически против установки обсуждаемого памятника, в решении комитета записали, что ветераны поддерживают установку памятника под новым названием.
«Я связался с заместителем председателя комитета ветеранов Кржеминским и спросил: „Как тебе не стыдно? Ты же слышал, что мы говорили. Я даже предложил провести протестную акцию“. А он говорит: „Вы меня неправильно поняли. Мы против памятника ʼПримиренияʻ, но за памятник окончанию Гражданской войны“. Так это же тот же самый памятник! Всё то же самое, только название другое. Это провокация. Поэтому против этой провокации нам всем нужно выступить сегодня и заявить, что мы действительно против установления этого памятника», - заявил Френтий.
Депутат Законодательного собрания, второй секретарь КПРФ в Севастополе Роман Кияшко предположил, что местные власти, лоббирующие установку в городе этого памятника, защищают лишь свои личные интересы, а не интересы народа.
Депутат считает, что так называемый памятник «Примирения» не объединяет, а, напротив, порождает раскол в обществе, что противоречит заявлениям президента России Владимира Путина. Кияшко убежден в том, что истинная причина такого настойчивого навязывания памятника властями состоит в необходимости освоить бюджетные средства, выделяемые на благоустройство города.
«Либеральная часть власти, которая засела в российском правительстве, пытается, как слон в посудной лавке, вмешиваться в историю, в менталитет культуры, сложившейся у жителей нашего города. Они пытаются насильно впихнуть нам этот памятник, которому противится сама история города, его дух, его жители», - выразил свое мнение Кияшко.
Депутат Заксобрания также рассказал о том, что в конце июля направил запросы в адрес начальника Главного управления культуры Севастополя, начальника Департамента по имущественно-земельным отношениям и начальника Департамента архитектуры и градостроительства города, чтобы убедиться в законности реализации данной инициативы.
«Есть постановление Правительства о порядке возведения произведений монументального искусства и мемориальных досок на территории города Севастополя. На мой взгляд, при строительстве этого памятника нарушено большинство пунктов законодательства, которое приняло само правительство», - убежден Кияшко.
Севастопольские архитекторы и скульпторы также отметили нецелесообразность установки памятника «Примирения» в предлагаемом виде. Члены Союза архитекторов Севастополя выступили от лица архитекторского сообщества города и высказались категорически против инициативы установки памятника «Примирения» в Севастополе.
Экспертную точку зрения по этому вопросу выразил Заслуженный архитектор Украины, автор генерального плана Севастополя 2005-2025 годов, член Союза архитекторов Севастополя Георгий Григорьянц. Он отметил, что памятник «Примирения» в предлагаемом виде не соответствует ни градостроительным, ни архитектурным нормам.
Эксперт подчеркнул, что намерен выразить свое отношение к обсуждаемому памятнику исключительно с точки зрения архитектуры и градостроительства. По его словам, любой памятник должен быть литературно и исторически обоснован. А на том месте, где ведутся строительные работы по возведению обсуждаемого памятника, никогда не было никаких событий, связанных с Гражданской войной либо с «исходом» белогвардейцев.
«Есть у нас два места для такого рода памятников, или мемориальных досок, или табличек: это либо Графская пристань, где происходили эти события, либо Максимова дача. На мой взгляд, этот памятник, где босая Родина-мать в масштабе около 25 метров по горизонтальным отметкам выше, чем храм на Херсонесе, вообще недопустим. На мой взгляд, в русской традиции, если такие события происходили - „красные“ и „белые“, борьба идеологий - самый правильный подход - это храм на крови или часовня на крови. И место ей - на Максимовой даче. Это же трагедия. Здесь люди должны глаза опускать. Это могилы, это надгробия - вниз надо смотреть, а не вверх. Руководство города играет в опасные игры», - утверждает архитектор.
Также свою экспертную точку зрения высказал реставратор первой категории памятников каменного зодчества Анатолий Туманов. Он рассказал об ужасающем состоянии огромного числа памятников в городе, которые требуют основательных работ по восстановлению и реставрации.
«Оборонительная стена 7-го бастиона в аварийном состоянии. В аварийном состоянии переправа, место плавучего моста на Северную сторону. В аварийном состоянии акведуки. Всё это XIX век постройки. Почему на это закрывают глаза? Денег нет, говорят. А на памятник „Примирения“, оказывается, деньги есть», - с горечью отметил реставратор.
Участники обсуждения единогласно проголосовали «за» резолюцию, которую до губернаторских выборов планируется направить представителям местной власти.
Участники Круглого стола настаивают на том, чтобы органы государственной власти Севастополя:
1. организовали и провели широкие общественные (публичные) слушания по концепции (проекту и предлагаемым эскизам), масштабный опрос общественного мнения вплоть до референдума по вопросу установки в Севастополе предлагаемого памятника «100-летие окончания Гражданской войны на Юге России»;
2. не допустили под предлогом «примирения» увековечивания памяти предателей интересов России, коллаборационистов и пособников Гитлера;
3. остановили работы по возведению на ул. Катерная памятника «100-летие окончания Гражданской войны на Юге России» до проведения масштабных общественных (публичных) слушаний по этому вопросу;
4. продолжили благоустройство территории на ул. Катерная без возведения памятника «100-летие окончания Гражданской войны на Юге России» ни под каким названием и ни в каком виде;
5. решили вопрос закладки и строительства Мемориального комплекса «Героическим защитникам Севастополя в Великой Отечественной войне» на мысе Хрустальном;
6. предусмотрели в Мемориальном комплексе героическим защитникам Севастополя в 1941-1942 гг. на мысе Хрустальном место для размещения экспозиции музея строителей, восстановивших Севастополь после Великой Отечественной войны. Советским проектом музея на мысе Хрустальном была запланирована площадь 140 квадратных метров для экспозиции музея строителей, совершивших третий подвиг Севастополя;
7. отнеслись к вопросу примирения между «красными» и «белыми» в Гражданской войне со всем пониманием сложности данной темы и ответственности перед потомками погибших в той страшной междоусобице и нынешним молодым поколением. А такой ответственный подход адресует к тому, что недопустимо формальное установление памятника, который не будет соответствовать заявленным целям, а послужит еще большему расколу в обществе;
8. не допустили искажения и «мифологизации» истории нашего Отечества, осквернения памяти наших героических предков, предъявление молодому поколению России искаженного представления о советском периоде нашей истории.
Документ был подписан участниками круглого стола сразу после его завершения.
Ранее, 7 августа, руководитель севастопольского и крымского отделения движения «Суть времени» Кирилл Сизиков направил на имя врио губернатора Севастополя, а также председателю местного парламента и главному федеральному инспектору города открытое обращение ветеранов, общественников и экспертов о недопустимости установки памятника «Примирения» без широкого общественного обсуждения. Под данным обращением подписались 23 представителя активной общественности города, в том числе руководители ветеранских организаций, творческих союзов и экспертных объединений, члены городской Общественной палаты, а также депутаты Заксобрания города.
Напомним также, что в 2017 году целый ряд общественных организаций регионального и общефедерального уровня, с участием многих общественных деятелей Севастополя, провели многочисленные акции и обсуждения относительно целесообразности установки памятника «Примирения», который сегодня получил название памятника, посвященного окончанию Гражданской войны. Тогда же были собраны и переданы в правительство города подписи жителей Севастополя, выступающих против данной инициативы. Вопрос вышел за рамки региональной повестки, освещался и обсуждался на федеральном и международном уровнях.
Тем не менее 20 сентября 2019 года на ул. Катерной была проведена церемония открытия закладного камня на месте планируемого памятника. Закладка камня состоялась вопреки общественному мнению и заключениям экспертного сообщества города. К тому же сами организаторы мероприятия неоднократно признавали тот факт, что отношение народа к инициативе установки памятника «Примирения» неоднозначно.
Отметим, что проект и концепция памятника, вызвавшего массовые народные протесты, не изменились. Власти Севастополя намерены приурочить открытие памятника к дате «100-летия русского исхода».