«- Выпей море, Ксанф!
- В море рек впадает много,
Выпью море я... без них!
Затворите реки эти,
что сбегаются, как дети,
С гор в низину дум своих...»
Каким образом можно осушить море семейного неблагополучия? Только перекрыв наполняющие его источники. Они известны: бедность, когда человек вынужден вести постоянную борьбу за простое выживание и его интересы сведены к минимально бытовым. И особенно застойные формы бедности, вызывающие апатию, подавленность, неверие в свои силы, отказ от надежды на лучшее будущее, нежелание предпринимать усилия для улучшения ситуации, по сути - отказ даже от борьбы за выживание, что усугубляется эскалацией наркотизации, алкоголизма, токсикомании, проституции.
О ликвидации бедности, о сокращении пропасти между бедными и богатыми, о более равномерном распределении национального валового продукта, как мы знаем, говорить не приходится: отказываться от фундаментально либерально-рыночного курса наша «элита» не собирается.
Кроме того, либерально-рыночная идеология основана на принципе воинствующего индивидуализма и войны всех против всех - «для Меня нет ничего выше Меня!» - за место под солнцем, то есть на отказе от принципа солидарности и взаимопомощи. Что, вместе с бедностью, неизбежно вызывает утрату социальной интегрированности, «вписанности» в социум, чувство принадлежности к которому, и малому - семье, и среднему - трудовому, творческому и иным коллективам, и общегражданскому только и даёт человеку чувства защищённости, уверенности в себе, необходимых для полноценного развития личности. Депривация (лишение возможности удовлетворения) социального чувства, - изначально присущего человеку качества как стремления к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей, - есть источник массовых неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений, что конечно же, находит своё отражение и в процессах деградации и разрушения семьи.
Исполнительный директор федерального проекта партии Единая Россия «Крепкая семья», профессор А.А. Реан
констатирует наличие социальных и психопатологических отклонений в детской среде, не касаясь при этом порождающих их причин, и предлагая компенсировать депривации косметическими средствами, подводя «теоретическую базу» под необходимость «осуществлять межведомственный и общественный патронат семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализовывать меры профилактики подростковой преступности»... Что собой представляет «межведомственный и общественный патронат семей», если называть вещи своими именами - ювенальная система, а также с чьей подачи и в чьих интересах она
насаждается, мы уже знаем. Присутствие на
совещании, посвященном итогам и перспективам реализации федерального проекта «Крепкая семья» под председательством Сергея Нарышкина вездесущей Марины Гордеевой гарантирует...
Можно ли говорить о солидарности и взаимопомощи, о ресоциализации, при закономерно усугубляющемся расколе в обществе по материальным, социальным, культурным, образовательным, национальным, мировоззренческим и другим признакам? При усугубляющемся внутрисемейном расколе по поколенческим - дети-родители, и половым - мужчины-женщины, признакам? Нет. Есть ли понимание того, что надо расколы преодолевать? Если очень захотеть этого и закрыть глаза на очевидное несоответствие практики декларациям, то можно считать, что такое понимание есть.
Уже упоминавшаяся мною
федеральная программа Крепкая семья» партии Единая Россия, осуществляющаяся с 2006 года, провозглашает и «укрепление института семьи и семейных ценностей», и «всестороннее социальное развитие личности и патриотическое воспитание через институт семьи»... Можно только порадоваться. Если не знать, что «приоритет семейного воспитания детей», например, на практике означает насаждение института платного «родительства», иезуитски называемого «приёмной семьёй». И таким образом можно пройтись по очень многим разделам этой прекрасной программы...
На сайте проекта «Крепкая семья» можно подробно
ознакомиться с ходом его осуществления. Что сразу бросается в глаза? Огромное количество различных совещаний, встреч, дискуссий, форумов, фестивалей и прочих «праздников жизни», на которых реальным семьям с их реальными проблемами места нет.
Хотя... есть и луч света:
«70 -летию Великой Победы: В Калининградской школе № 56 подвели итоги конкурса сочинений»: «Ребятам нужно было рассказать историю кого-то из своих прабабушек и прадедушек, прошедших войну. В результате свое произведение на тему «Моя семья в Великой Отечественной войне» решили написать более 50 школьников». Подумайте, целых 50 школьников вспомнили о своих прабабушках и прадедушках! Причём, это случилось не без помощи родителей, надо полагать: налицо хоть какое-то восстановление связи поколений … Спасибо программе «Крепкая семья»!
Ещё одна новость:
«В Госдуме не исключают большего повышения соцвыплат по поддержке семьи». Как это часто бывает, заголовок статьи мало соответствует её содержанию, так же, как не сообщается, о каких выплатах и какой семье идёт речь. Но вице-спикер Госдумы Сергей Железняк «уверен, что такой же анализ (исходя из контекста статьи - как и анализ необходимости индексации мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны) должен быть проведен и по вопросам, которые касаются мер социальной поддержки семей, материнства, поддержки рождаемости». Ждём анализа...
На деле же осуществляется окончательное институциональное оформление
системы норм, связей и регулятивных механизмов, составляющих социальную жизнь согласно либерально-рыночной парадигме с её слепой верой в «невидимую руку рынка», перевод всей социальной сферы в сферу «услуг» - «предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение потребностей других лиц».
Кстати,«
предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей» отнесено так же к видам экономической деятельности. Т.е., деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли и «прокорма» предоставляющих услуги субъектов.
Министерство соцзащиты
разъясняет, в чём заключаются основные изменения в социальной политике, связанные со вступлением в действие ФЗ-442 «О соцобслуживании»:
Закон <...> содержит нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг. Кроме государственного сектора, в сферу соцобслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства.
В этих целях для организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, будет установлена нулевая ставка налога на прибыль. Также в 2015 году впервые за всю историю из федерального бюджета будут выделены средства в размере 168,5 млн рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора или частного эксплуатанта в сферу соцобслуживания. Уже приняты поправки в закон о концессионных соглашениях, что сделало возможным заключать концессионные договоры для объектов социального обслуживания. <...>
Кроме того, планируется создание реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг. Это позволит наладить более тесное взаимодействие между различными территориями.
Концессионные соглашения в социальной сфере предполагают передачу в пользование негосударственным коммерческим и некоммерческим организациям государственных и муниципальных помещений и оборудования: приютов, медицинских и образовательных учреждений и прочего, то есть материальной базы, для осуществления ими, негосударственными коммерческими и некоммерческим организациями, экономической деятельности (оказания услуг) . А также, как сообщает Минсоцзащиты, эти организации освобождают от налогов и субсидируют их из бюджета.
Бизнесу широко открывают двери.
Минсоцполитики и бизнес-объединения намерены развивать партнерство в социальной сфере.
В чём заключается интерес бизнеса? В получении прибыли. Каким образом бизнес будет её получать, оказывая нам с вами услуги? Понятно, как... Исходя из нашей платёжеспособности. Учитывая, что платёжеспособность большинства населения, мягко говоря, не на высоте, и услуги мы будем получать - уже получаем, - соответствующие. Зона социального неблагополучия гарантированно расширяется. Видимо, заблаговременно, учитывая малую платёжеспособность основной массы населения, ведётся широкомасштабная оптимизация, проще говоря, сокращение количества учреждений образования и медицины, а те, что остаются, постепенно переходят к оказанию платных услуг.
А что же государственные органы социальной защиты и те
функции, которые они осуществляют?
Вот «Методические рекомендации по организации деятельности органов опеки и попечительства в части выявления несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства» и «.. по организации деятельности органов опеки и попечительства в части подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан», в которых предусмотрено делегирование следующих полномочий «образовательным, медицинским и прочим организациям, оказывающим социальные услуги или иным организациям, в том числе организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - полномочия)....».
За государственными органами опеки и попечительства в перспективе остаются: контроль рынка и посредничество между бюджетом и карманами «частников».
Нас утешают:
Эксперт: Передача функций органов власти НКО в перспективе повысит качество услуг гражданам.
«Сейчас все считают деньги, поэтому, почему бы не удешевить то, что необходимо делать в интересах всего общества, просто передавая властные функции некоммерческим организациям? Однако проблема заключается не столько в передаче функций, сколько в готовности и способности НКО взять на себя их исполнение. Поскольку за все платят граждане, то они должны получать максимально качественный и дешевый конечный результат государственной или муниципальной услуги, в том числе переданной на аутсорсинг некоммерческому сектору».
Надо заметить, что во всех программах под красивыми названиями присутствует обязательная статья об участии в их осуществлении волонтёров. За их счёт будут «удешевлять». То есть, часть властных функций предстоит выполнять наскоро проинструктированным, в лучшем случае, дилетантам. Например, оказывать услуги тем, кто платить не может и кто бизнесменам от социалки неинтересен. О каком качестве услуг в таком случае можно говорить?
Про «интересы всего общества» эксперт погорячился. Ни о каком обществе, в случае полномасштабного введения таких инноваций говорить не придётся.
Хотя , возможно, имеется в виду такое общество, отношения между членами которого
выражены предельно конкретно неким В. Шендеровичем? Согласно его высказыванию мы с вами, в отличие от них, людей - «окружающая среда», «протоплазма», «обитатели обезъянника».
Что надо делать с биоматериалом? Правильно: добывать, сортировать, обрабатывать и продавать.
Вот уже вносятся
инициативы:
«Родители Забайкальского края бьют тревогу: правительство региона обсуждает проект "модернизации образования и воспитания", в котором общественники заметили фашистские веяния. Так, в программе четко прописаны: деление детей на "касты" (одна из которых - "креативный класс"), отбраковка и селекция "разного рода маргиналов", а также усиление роли НКО в ущерб родительским правам.
Цель программы формулируется как "правильное взращивание человеческого капитала", для чего детей планируют разделить на три жесткие "производственные линии": "креативный класс", "промышленный пролетариат/сельскохозяйственный работник" или "обслуживающий класс".
Также в программе, внедрение которой обходится, по примеркам авторов, в 16 млн бюджетных руб., говорится про важность правильного "отбора". Так, авторы указывают, что "в национальных интересах" требуется вести "учет производственного брака". "Речь идёт о тех, кто представляет из себя проблему для любого здорового общества: разного рода бездельников, маргиналов и несовершеннолетних преступников, не имеющих никакого отношения к эффективной капитализации страны. Для "отбракованного" человеческого капитала потребуется особая "производственная линия" - по перевоспитанию и постановке в строй самых неподдающихся. Соотношение "брака" и нормального человеческого капитала, отвечающего требованиям развития региона, станет очень важным показателем для руководства региона".
При этом в Министерстве образования Забайкальского края в целом не разделяют тех взглядов, которые были высказаны родителями и специалистами. Заместитель регионального министра образования Наталья Шибанова заявила: "Таких программ ходит тысячи по России. Программа нигде никак не утверждена, то, что народ поднял обсуждение - это "телега впереди лошади". Мы встречаемся и будем встречаться с различными разработчиками детских программ...»
Обратите внимание на слова заместителя министра о том, что «таких программ ходит тысячи», а они встречаются и будут встречаться с их разработчиками... Ещё бы, такие бизнес-возможности! Упускать нельзя внедрять.
...а также устраиваются облавы:
Полицейские в Приморье провели профилактическую операцию «Семья», в ходе которой 40 детей были изъяты из родных семей. «Пресс-служба МВД по Приморскому краю сообщает, что в Приморском крае прошла профилактическая операция «Семья». Целью мероприятия стало выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказания им комплексной социально-правовой, медицинской и психологической помощи.
В проведении операции приняли участие более 500 сотрудников органов внутренних дел и свыше 150 представителей органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения, общественных формирований. В ходе операции проведены 127 рейдов».
Госдума тем временем быстро-быстро
ратифицирует соглашения об иностранном усыновлении...