Вопросы по второй части Стратегии:
II. Цель, задачи и основа Стратегии
6.
Задача: обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности.
Здесь слово «компетентность» употребляется в контексте так называемого компетентностного подхода.
Справка.
Компетентностный подход он внедряется в наше образование с начала 2000-х. Он пришел к нам с Запада, и он тесно связан с тем, что называется
глобализация образования.
Компетентностный подход предлагает оценивать результат образования через ключевые компетенции. Компетентность - это, по сути, готовность к чему-либо. Вы компетентны - следовательно, вы обладаете знаниями и умениями, применяете их на практике.
Компетенцию противопоставляют просто неким знаниям ученика или абстрактным воспитательным задачам. Дескать, компетенция универсальна, не привязана к конкретной стране, ее можно точно измерить. Западный подход в чистом виде - формализовать личностные качества человека, выделить компетенции и пытаться при помощи тестов их измерять.
Соответственно, предполагается, что любого человека можно оценить через компетенции.
К компетентностному подходу я отношусь скептически по многим причинам. И потому, что он пытается формализовать то, что полностью формализовать невозможно(человек не сводится к своим «компетенциям»). И потому, что он работает, по сути, не на Россию, а на некоего глобального работодателя. Но это тема для отдельной статьи. Здесь я хочу обратить внимание, что речь идет не о компетентности ребенка, а о компетентности родителя. Не ребенку, а родителю предлагается повышать компетенцию - социальную, коммуникативную, педагогическую. А компетентностный подход к родительству - это явление совсем другого порядка.
С понятиями «ответственное родительство», «компетентное родительство» мы уже сталкивались,
изучая так называемый форсайт-проект «Детство-2030». Сказать, что РВС не в восторге от этого проекта, значит, не сказать ничего. Мы
называем его вредоносным, направленным на разрыв связи поколений и уничтожение семейных традиций.
Не было бы необходимости обсуждать этот «странный» проект, если бы его не продвигали влиятельные и вполне респектабельные общественные деятели. Например, бывшая руководитель аппарата Общественной палаты РФ Радченко А.Ф., которая
заявила следующее:
«Обучение родительству должно стать, по меньшей мере, доступным. Но в принципе, можно пойти дальше - оно должно стать обязательным. И при соответствующем реформировании органов опеки и социальных служб мы должны будем через какое-то время ставить вопрос об ограничении родителей в своих правах в случае, если они не прошли это обучение…»
РВС категорически против того, чтобы государство содействовало реализации безумных экспериментов госпожи Радченко над обществом и семьей. Это, по сути, та же ювенальная юстиция - грубейшее вмешательство в дела семьи.
Замечу, что данное положение Стратегии противоречит вот этому пункту:
Приоритеты гос. политики: поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами
Нельзя с одной стороны говорить о родительском авторитете, а с другой стороны о недостаточной компетенции родителей. С одной стороны объявлять приоритетное право родителя обучать и воспитывать детей, а с другой стороны устраивать родителю аттестацию на компетентность. Как вы это себе представляете? Государство говорит: «Родитель, ты главный, ты воспитываешь ребенка. Но только сначала, будь добр, сдай экзамен на компетентность». Гражданское общество никогда на это не согласится.
Качество родительства, безусловно, надо повышать. Но эта задача в России традиционно решается не через «компетенции», а через взаимодействие родителя с детским врачом, воспитателем и учителем, через социальную рекламу, издание книг для родителей и т.д.
Поэтому, данный пункт Стратегии, я предлагаю переформулировать:
Задача: обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, созданию условий для сотрудничества родителя и учителя, популяризации родительства через государственное телевидение и литературу для родителей.
7.
Приоритеты гос. политики: формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности
В том виде, как это сформулировано, этот пункт никого и ни к чему не обязывает. Предлагаю переформулировал более конкретно:
Приоритеты гос. политики: формирование активной жизненной и гражданской позиции.