Проблема адекватных экономических моделей для сферы культуры

Feb 19, 2015 12:01

( продолжение)

Вообще, если рассматривать экономический подход, то он наиболее эффективен, когда можно четко определить две вещи: ресурсы и цели. А все что требуется от экономики, так это - оптимальным способом распределить имеющиеся ресурсы для достижения выбранных целей. Так работают «культурные индустрии». Например, издательство изучает спрос на определенный тип книг, заказывает, с одной, стороны написание этих книг, а с другой, организует печать тиража, который продается в сбытовых сетях. Тут все понятно, и цели, и ресурсы, и критерии успеха.



Ситуация усложняется, если ресурсы ограничены, а цели не заданы четко, как в ситуации, например, с культурной политикой государства. И даже если государству как-то удалось определить цели для культурно политики, как решать вопросы оптимизации расходов и принципах финансирования в условиях ограниченности ресурсов? Что будет критерием успешности культурной политики? Хотя, как бы там ни было, с разной степенью успешности, экономический подход продолжает работать и в случае государства. Правда уже заметно хуже, чем для культурных индустрий.

Но как только вопрос начинает касаться потребителей, общепринятые экономические модели стремительно теряют адекватность. Почему так происходит? Для печати книги нужен ее текст, бумага и оборудование. Универсальный ресурс для обеспечения этого - деньги, они же определяют коммерческую успешность издания. А с точки зрения читательского удовлетворения как будет выглядеть экономическая модель? Какие ресурсы нужно затратить для получения удовлетворения от потребления культурного продукта. Что будет регулятором удовлетворенности? Ведь для использования экономические модели, как-то необходимо определить ресурсы и цели для потребителей. Встает вопрос как?

А. Долгин, в своей работе «Экономика символьного обмена» [10] предлагает принять подход, при котором «единственно возможная экономическая постановка вопроса это - как потребителям культуры оптимально распорядиться своим свободным временем», что по его словам и является «экономической формулировкой проблемы потребительского выбора в культуре». Правда сам автор говорит, что увы, проблему это все равно не решает, так как, никому, часто даже самому потребителю, до конца неведомы его цели, ровно как и нет возможности извне достоверно определить степень их достижения. А значит, и нет возможности эффективно использовать стандартный экономический инструментарий.

И что же получается? Раз нормального механизма экономического регулирования сферы культуры нет, то нет возможности корректировать процессы, которые, как было отмечено выше, без государственного вмешательства будут устремляться по негативным для культуры траекториям. Но почему именно по негативным? Почему так происходит? Какие механизмы лежат в основе рыночной деградации в сфере культуры? Об этом следующем разделе.

Источники

10 Долгин А.Б. - Экономика символического обмена. M.: Инфра-М, 2006. - 632 с.

К оглавлению

Previous post Next post
Up