«Макаренко было очевидно, что воспитание подлинного человеческого в человеке невозможно в пределах его кожного покрова, в границах отдельного индивида, отдельной особи», - заявил психолог.
Внутри индивида, по мнению Слободчикова, нет другого материала, кроме истерического и капризного.
«Собственно человеческое находится не внутри индивида, а между, в пространстве человеческих отношений, в пространстве человеческих объединений», - пояснил Виктор Слободчиков.
Исходя из этого, Слободчиков называет главной педагогической практикой коллективную форму организации совместной жизни и деятельности детей и взрослых. Он напомнил, что в 1990-х годах понятие коллективности пытались дискредитировать и клеймили его «идеологической формой насилия», что в корне неверно.
Он приводит также антропологическую точку зрения, по которой «как взрослый без ребенка - существо бессмысленное, так и ребенок без взрослого - существо невозможное».
Напомним, 23-24 марта Комиссия Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК совместно с Центром защиты прав и интересов детей Минобрнауки России провела всероссийскую конференцию с международным участием «XXI социально-педагогические чтения, посвященные 130-летию Антона Семеновича Макаренко» на тему «Социализация и ресоциализация несовершеннолетних в обеспечении безопасности подрастающего поколения Отечества».