Накануне Дня учителя «главная учительница страны» дала «КП» первое развернутое интервью в новой должности [аудио].
Самые «зацепившие» меня фразы из него я хочу здесь привести. Но, конечно, слушать/читать интервью лучше полностью.
Про порядочность:
«Более всего на свете в людях я ценю порядочность. Если человек непорядочен, я не буду иметь с ним дело. Я не буду работать с людьми, у которых нет понимания, что хорошо, что плохо, что можно, а чего не стоит делать. Человеку свойственно ошибаться. Если я чувствую, что он раскаивается, осознает, что сделал - я прощаю. Но если нет…» - К сожалению, за последние десятилетия понятия «что хорошо, что плохо» были существенно размыты в российском обществе. Да и не только в российском - это мировая тенденция. Я думаю, что процесс связан с исчерпанием проекта «модерн». Капитализм окончательно "загнил" и слоган «Ничего личного, просто бизнес» полностью отражает перерождение. Так что ценность порядочности в разы возросла, в этом я поддерживаю Ольгу Васильеву.
Про собственные ошибки:
«Да, я извиняюсь. Извиняюсь искренне, и мне становится легче, потому что при этом происходит внутреннее очищение. Я страдаю, как любой человек, от того, что делаю вещи неправильные. Но понимание этого приходит с возрастом. В молодости ничего подобного не может быть, в это время человек максималист, ему кажется, что он прав во всем, только его не понимают». - Совершенно согласна с Ольгой Васильевой и в том, что признание своих ошибок очищает душу. И в том, что молодёжь собственные ошибки признаёт туго, всё ей кажется, что вокруг одни ретрограды, не понимающие ничего в новой жизни. И только с возрастом, переставая быть молодёжью, начинает осознавать, что делала что-то неправильно.
Про личную ответственность:
«Я против коллективной ответственности. Долю ответственности и меру причиненного зла и ущерба вы должны делить сами с собой, а не с людьми, которых вы принуждали или заставляли это делать». - Как говорится, «У каждой ошибки есть имя и фамилия» (Говорят, в оригинале это звучит так: «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность», а сказал фразу нарком путей сообщения Лазарь Каганович).
Про зарплату учителей:
«Другая важная вещь - прозрачность начисления зарплаты.
- Вы имеете в виду распределение стимулирующей ее части?
- Конечно. И тут мы снова возвращаемся к порядочности и личной ответственности. Ты не должен сводить счеты, ты не должен поддерживать приближенных, ты должен правильно учитывать и суммировать всё лучшее, ты должен исходить из принципа социального равенства, который в любом коллективе, особенно педагогическом, обязан быть. Но я знаю, что так деньги администрацией распределяются не всегда. И здесь тоже следует наводить порядок, полумеры не пройдут». - Ценю высказывание министра, но окружающие реалии настраивают на пессимистический лад. В школах, так же, как и в целом в российском обществе, принцип социального равенства нарушается на каждом шагу. Пресловутый «блат» времён Советского союза переродился в нечто ещё более уродливое под названием «протекция». Бессмертны слова классика «Ну как не порадеть родному человечку» (с).
Про нагрузку на учителей:
«Мы сейчас вместе с профсоюзами разрабатываем проект примерных положений по оплате труда работникам образования. Будет введен верхний предельный уровень нагрузки». - В наше время легче провести много уроков, чем отчитаться за них. Отчётные формы размножились, как тараканы. Так что для реального уменьшения нагрузки на учителей стоило бы уменьшить количество никому не нужных отчётов.
Про популяризацию профессии учителя:
«Мы хотим в фильме раскрыть особенности профессий учитель и воспитатель. Показать, что это не просто профессии в привычном понимании, это еще - служение и особая просветительская миссия». - То, что «учитель» - это не просто профессия, но и служение сродни орденскому, все сейчас забыли (разве что Дмитрий Медведев «помнит»: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес»). Со времён перестройки престиж профессии подвергался яростным атакам: в 90-е учителям не платили зарплату, а когда выплаты стали более-менее регулярными, эти зарплаты оказались смехотворными. Нагрузку на них всё время увеличивали, причём не только за счёт уроков или внеурочной работы с учениками, а за счёт невероятного количества отчётов и прочих дел, не относящихся к просветительской миссии. У учителей последовательно отнимали возможность применения мер воспитательного воздействия на учеников. Права детей невероятно расширили, не прибавив у них ответственности. Права учителей невероятно сузили, взвалив на них дополнительную ответственность «за всё». Школа долго держалась за счёт советских кадров. Но года идут, люди уходят… Нынешнее поколение учителей во многом переформатировано под известную мантру «ничего личного, просто бизнес», под успешно им внушённое представление о школе как об учреждении, где оказывают «образовательные услуги». Так что задача стоит очень нелёгкая - вернуть в общество представление о профессии учителя как об особой просветительской миссии. Но выполнимая. В 30-е годы ХХ века нашей стране уже один раз пришлось пережить процесс переформатирования общественного отношения к профессии «учитель». Сумеет ли Ольга Васильева добиться того же? Увидим.
Об уроке астрономии:
«Где взять один час на этот предмет? Отвечу. У нас есть 250 часов на второй иностранный язык. Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай Бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали. Так что я смело два часа заберу - один в 10-м классе, другой час - в 11-м». - В 2015 году, когда РВС делало по всей стране большой опрос общественного мнения по проблемам образования,
за восстановление в школе уроков астрономии высказались 59% родителей.
О предмете «Мировые религии и основы светской этики»:
«Предмет построен так, что любой модуль начинается с того, что Россия - наша общая родина, многоконфессиональная и многонациональная, про нравственные ценности, любовь и уважение к отечеству… Важно развивать культурологическую направленность этого предмета. Вам любой теолог-религиовед скажет, что этот предмет не направлен на религиозное образование.
У людей, особенно у маленьких людей, должно быть много урочного и внеурочного времени, связанного с нравственными понятиями. С ними нужно доходчивым и доступным языком говорить о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо, о том, чем ты можешь помочь другим». - Очень правильные слова про нравственное воспитание детей. В конце концов «Что посеешь, то и пожнёшь». Посеешь нравственные принципы в детях - вырастут из них принципиально порядочные люди. Порядочность же - чрезвычайно важное свойство человека.
О чтении, о литературе:
«Нас с вами в школе каким-то образом смогли все-таки приучить к литературе, а может, и принудить… Вообще, принуждение в обучении вещь достаточно, как известно, используемая. Но результат-то есть - мы с вами хотя бы прикоснулись к тому, что человечество накопило за всю свою историю…
Я знаю многих людей, своих друзей, которые, когда в душе сомнения, читают Бунина. Я читаю Чехова, когда мне плохо. Когда мне хочется яркого языка, я читаю Куприна, Бабеля. Мы эту «прививку» получили. А почему нынешние поколения должны этого лишиться?». - Если не попытаться освоить все богатства накопленные человечеством, то зачем жить? Количество «потреблённых» благ (то есть уничтоженных - ср. с древнерусским «потребити - истребить, уничтожить») НЕ делает особь человеком. Потребление - это угождение дочеловеческим инстинктам. Поэтому рецепт: читать, читать и читать; читать медленно и внимательно; продираться сквозь сложности текста - каждый следующий текст окажется более лёгким для понимания; читать системно и систематически - от простого к сложному и без перерывов на «надоело».
Фраза от министра образования (без комментариев):
«Я вообще люблю учиться».
О нынешней должности:
«Если бы у меня сейчас была возможность, наверное, я бы сидела дома и писала книги на исторические темы. Но получилось так, как получилось. Я считаю, что в жизни ничего не бывает случайным. Что-то, наверное, я смогу на этом посту сделать. Или попытаюсь сделать. Я имею за плечами определенный опыт и знания, взгляды, которые сформировали меня как человека.
Я считаю, что если ты делаешь дело правильное и нужное, то оно будет получаться». - Как часто и мне приходилось мечтать о том, чтобы «у меня была возможность» заняться тем, чем заниматься хочется (речь не об отдыхе, а о каком-то важном деле, которое ты вынужден откладывать из-за других срочных дел). Но в жизни ничего не бывает случайным. И чем больше дел, которые необходимо выполнить, тем выше в конечном счёте результат - имея возможность не спешить, человек никуда не торопится и в результате делает меньше возможного.
Источник - Комсомольская Правда