Деятельностью Российского союза правообладателей интересуется не только малоизвестный пока ресурс
ОКУПопедия, но и журнал Форбс. И это хорошо.
Несколько комментариев к статье Константина Воровича
"Как собирают и на что тратят налог Никиты Михалкова".
Статья хорошая и правильная.
1. "Заметно выросли платежи от РСП ФГУП "Фирма Мелодия", - говорит заместитель директора в последней Карина Абрамян. Форбс не написал, но очень характерно, что директора Мелодии зовут Андрей Борисович Кричевский, и что он является заместителем генерального директора и членом правления в РСП.
Вот так А.Б. Кричевский занимает руководящие должности и в РСП и в Мелодии, а потом выплаты в Мелодию "заметно вырастают" настолько, что становятся "существенным источником дохода".
"К выплатам вознаграждений правообладателям Союз приступил в 2011-м году; 38 млн рублей, заработанные в 2010-м, не распределялись. Согласно отчету организации, из собранных 683 млн рублей правообладателям досталось всего 290 млн. Еще 179 млн рублей остались невыплаченными за произведения, для которых пока не удалось установить правообладателей или есть проблемы с определением их реквизитов."
Про путаницу с
собранными суммами и вызывающей вопросы отчетностью я уж писал, не буду повторяться.
38 млн из 2010 года просто не стали распределять, а оставили себе - нормально, да? Дальше идет журналистская математика: собрали 683 млн, выплатили 290, 179 не выплатили, т.к. не нашли кому, и вроде все. А еще про 214 млн (683 - 290 - 179 = 214) умолчали.
15% собранных денег РСП удерживает на покрытие собственных расходов. Если в 2010-м году организация потратила на них около 5 млн рублей, в 2011-м эта сумма выросла в 20 раз, до 102 млн. Как рассказали в организации, 6-8% этих денег ушли на разработку и поддержку программного обеспечения, 5-7% расходов составляют затраты на проведение исследований и получение статистических данных и более 10% уходят на судебные издержки. Остальное - зарплата штату из 50 человек, аренда помещения, отчисления в бюджет и прочее.
10% на судебные издержки - это получается 10 млн. только из собранного в 2011 году. Сколько, вы думаете, можно судов провести на эти средства?
Арбитражная
картотека находит два дела за все время, а в общей юрисдикции - где с публикацией судебных актов серьезные проблемы, поэтому я могу быть неточным - за все время находится
меньше 10 дел тоже за все время. И хотя среди проведенных дел были весьма сложные, 10 млн. - это явно несоразмерная сумма, особенно с учетом того, что самые сложные дела были в следующем, 2012 году.
Про зарплату штату из 50 человек, статистические исследования и прочее - комментарии, думаю, не нужны. Можно собрать любой штат и повести любые исследования, лишь бы обосновать "необходимость" своего существования.
Кроме того, РСП получил право до 20% сбора направлять в созданные организацией специальные фонды, финансирующие программы и проекты в сфере культуры и искусства. В 2011 году на это потратили 113 млн рублей, то есть более четверти заработанных правообладателями денег.
"Получили право" расходовать по своему усмотрению еще 20%, а потратили более 25% - тоже неплохо. Здесь, правда, непонятная математика: почему потратили более четверти, если собрали 683, а потратили 113?
Интересно другое: РСП, который создан, якобы, в интересах правообладателей, вместо того, чтобы выплачивать деньги правообладателям, не получая от них согласия, берет и тратит причитающееся правообладателям на что сам считает нужным. Не то, чтобы я был против проводимых фестивалей, но такой подход - это экспроприация чистой воды.
Представьте себе приказчика, управляющего барским имением, который пятую часть собранного оброка потратил на увеселительные мероприятия. А вот РСП тратит и бледный вид после этого не имеет.
Проверить эти цифры практически невозможно.
Истинная правда, РСП может врать, врать и врать, а вранье проверить невозможно. Это печально.
Организация обязана ежегодно публиковать свою отчетность в общероссийском средстве массовой информации, но в предоставленном Forbes РСП журнале «Копирайт и музыка» опубликован только список получателей без сумм вознаграждения.
Интересно получается. В номере "Копирайта и музыки",
который хранится в РГБ, списка получателей нету. Получается, что издатель журнала -
ЗАО "Интернешнл Мьюзик Групп", аффилированное с ВОИС и соответственно с РСП, - изготовило несколько номеров журнала, разных по содержанию. Один вариант номера, без списка - в библиотеку, а другой, с именами, но без цифр, - в библиотеку, где с ним может ознакомиться широкая публика, не отдали.
А для дополнительного контроля Минкульт обязан раз в три года проводить плановые проверки РСП с участием Генпрокуратуры: проверять РСП будут в следующем году.
Это правда: на ноябрь 2013 года запланирована проверка РСП по вопросу соблюдения им законодательства
http://plan.genproc.gov.ru/plan2013/detail.php?ID=6726612.
Думаю я. что чем больше статей о безобразиях ОКУПантов, тем лучше.