Барак Обама-отец, каким я его помню…

Oct 19, 2010 18:17



Барак Обама старший. Photo: EPA

Сомневаюсь, что я единственный из немногих, ныне здравствующих американцев, которые знают отца президента Обамы, во многом таких же как и он, но я не нахожу ничего с ним общего в человеке, о котором пишет Дениш Ди Сузи в своей статье «Мечты его отца».
Обама отец закончил экономический факультет Гарварда в те времена, когда я, будучи аспирантом, писал докторскую диссертацию и работал в университетском правлении вуза. Он посещал те же семинары и лекции, что и моя жена, студентка того же факультета.

Мы были хорошо с ним знакомы, однако не смею утверждать, что стали закадычными друзьями. Тем не менее, дружеское общение было достаточно близким, чтобы пригласить его в 1964 году в Нью-Йорк на нашу свадьбу. Мы дали ему номер телефона родителей жены, чтобы, в случае нужды, ему помогли обустроиться с жильем. На свадьбу он приехать не смог, но позвонил по телефону моей жене из квартиры ее родителей в три часа утра в день нашего семейного торжества, сказав, что так принято в Кении. Обладал утонченным чувством юмора, живым нравом, хотя почти и не пил. Но я не могу утверждать, что в студенческих общежитиях, где мы сбирались, он не был мусульманином, воздерживающимся от алкоголя.

Обама был более склонен к западной модели мышления умеренного левого толка. Внешне смахивал на индуса или пакистанца, или на студента из третьего мира, прибывшего по обмену на учебу для постижения основ экономического развития. Жизнерадостный, любивший розыгрыши, Обама обладал и далеко не природными «дарованиями», о которых принято говорить, понизив голос. Но был и серьезным человеком. (Правда, зачастую, трудно было определить, шутит или говорит всерьез). Любил выкидывать что-то особенное, часто таинственное и непонятное для его коллег. Вдруг исчезал и потом неожиданно появлялся с довольным видом человека, исполнившего некую миссию. Знали, что он приближен к известному кенийскому лидеру Томамбуйе, которого прочили в большие друзья Запада. Сокурсники Обамы даже поговаривали, что он «проводник интересов» великого кенийца. Каких - не уточнялось.

Ди Сузи ссылается на ряд статей Обамы, написанных в 1965 году, чтобы подтвердить суждения о том, что он выступал против империализма, ратовал за то, чтобы Индия, Китай, Европа помогли в становлении и развитии кенийской экономики. Я помню из лекций, что в те времена, роль социалистического Китая в экономиках стран третьего мира, в Африке и Азии, бурно обсуждалась, пока не пришло осознание того, что китайцы создают большие проблемы. И по аналогии с сегодняшним политическим климатом можно предположить, почему высказывания Обамы отца в те времена носили антизападный характер.

Внимательное прочтение книги президента «Мечты моего отца» не свидетельствует в пользу суждений Ди Сузи о том, что нынешний президент унаследовал от Обамы старшего политический радикализм. Боле того, со страниц книги перед нами предстает человек, руководствующийся в своем поведении логикой, защитник внедрения новаторства в противостоянии племенному укладу, мздоимству. Он был одним из тех, кто отвергал тиранию президента Кении Джомо Кениаты, его коррупционную политику и курс на упрочение в стране режима племенной зависимости. О себе Обама говорит, что он темнокожий, чтобы подчеркнуть родство с отцом, это достаточно неясный эпизод его жизни, начинавшийся, вероятно, в годы юности.

Из книги также следует, что негритянская идентичность Обамы вовсе не «происходит из насилия, обостренного чувства социального угнетения или противления унижению». Но исходит из разумности и прагматизма - а это выбор, перед которым оказывается любой человек: темнокожий или белый. Вот Обама и подчеркивает, что он не белый и иного выбора у него, «кроме черного цвета» не было. Зато открывается и преимущество - быть связующим мостом между расами, возможность умиротворения различных направлений и течений».

Книга - исследование, достаточно выдержанное, вряд ли может стать достоверным источником для сторонников Обамы, либо для его яростных критиков. Мы ожидаем от наших политиков компромисса и готовы простить многих, если почувствуем в них доверие. Президент Обама имеет склонность к переменам курса под влиянием политических ветров, пытаясь ублажить то одних из своего альянса, то других, от чего народ на него и разгневан.

В отце среди иных качеств не было чувства враждебности к империализму. И хотя у консерваторов достаточно поводов критиковать президента и быть в оппозиции к нему, та карикатура, которую изобразил в своей книге Де Сузи, не будет содействовать нынешнему политическому диалогу.

Источник: Голос России.
_____________________________________________________
Европе следует подумать, прежде чем плясать на костях Обамы (" The Financial Times", Великобритания)
Обама наконец сошел с пьедестала (" Le Temps", Швейцария)
Гражданские войны Обамы (" The Times", Великобритания)
Семь ошибок Обамы (" Le Figaro", Франция)

Общество, Мировые СМИ, Барак Обама, Северная Америка

Previous post Next post
Up