По моему глубокому убеждению, "нам выпала великая честь жить в перемену времен" (Б.Г.) Время движется со все нарастающей скоростью, и вчерашняя фантастика становится сегодняшней явью- вспомним хотя-бы интернет! Впервые в человеческой истории мы получили почти неограниченный доступ к информации- и нам еще предстоит осознать весь смысл происходящего, когда количество перейдет в качество!
Всеобщая глобализация и единое информационное пространство осуществляют вековечную мечту всех эзотерических учений-Мир (Космос) как Единый Организм, где все взаимосвязано и взаимозависимо! На языке Каббалы эта супер-структура Мира называется Адам Кадмон.
Подобное понимание вещей бросает нам перчатку вызова- если современная наука помогает нам развить лучшее понимание физического устройства мира, то современная религия должна помочь нам понять его метафизическое устройство!
Иудаизм принес в мир монотеизм, и через свои "дочерние предприятия"- Христианство и Ислам- дал миру целый ряд идей и представлений, ставших основой нашей цивилизации (такие как Хесед-Любовь, Справедливость, Равенство перед Законом, и др.)
На новом этапе нам необходимо дать ответ вызову Пост-Модернизма и увидеть Иудаизм из Космоса- Иудаизм о чем-то большем, чем "правила дорожного движения" (коими является Галаха- и которые безусловно необходимы)
Тема эта недавно начала обсуждаться в различных онлайн форумах- как русскоязычных, так и на английском языке- что лишь подтверждает нашу мысль о назревшей необходимости подобной дискуссии. Вот примеры-
1). Новый онлайн-проект на сайте Web Yeshiva называется "Миссия Ортодоксии"-где предлагается к обсуждению вопрос о том, что-же объединяет ортодоксальных евреев разных направлений. И хотя параметры дискуссии заданы весьма жестко- речь идет лишь о тех, кто причисляет себя к ортодоксам- дискуссия обещает быть интересной. Сама постановка вопроса, заметим, указывает на недостаток ясности курса- "какой дорогой идем"- но верно поставленный вопрос, как известно, уже половина ответа!
2). Более общий вопрос об идеалах иудаизма поставлен Пинхасом Полонским в его недавней статье на сайте Маханаим. Статья называется "Идеалы и заповеди" и рассматривает весьма широкий круг вопросов.
Итак, после многих лет блужданий в дебрях Леса Заповедей, мы пересчитали деревья, занялись устройством коры и листьев, проиcxождением колец- и вконец забыли, где же мы находимся. Настало время увидеть за деревьями лес-
ГДЕ-ЖЕ ТЫ, ЛЕС ИУДАИЗМА?
Сформулировав проблему, перейдем к нашей попытке дать ее общее решение.
Обратимся к нашим источникам- тем из них, что наиболее широко известны, общеприняты, и обладают солидным весом традиции- я имею ввиду прежде всего Талмуд.
1). Система заповедей
Вопрос о том, что заповеди должны рассматриваться как система, уже затронут в Талмуде. Читаем в Маккот (24а)- "Пришел Хаввакук, и свел их (все заповеди) к одной, как сказано- "Праведник верой своей жив будет". Здесь мы видим ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ЖИЗНИ по Торе, сформулированный мудрецами со слов Пророка-если мы обратим внимание на комментарии, слово "Эмуна"- означает не только веру в Б-га,но и более широкое понятие- отношение к миру и людям, основанное на ЦЕЛЬНОСТИ (по английски это называется INTEGRITY). Отметим, что эта идея "цельного подхода" стала центральной темой сегодняшнего движения New Age
2). Великое правило Торы
Всем известное высказывание р. Акивы- "Возлюби ближнего своего, как самого себя- есть великое правило Торы". Таким образом, перед нами ОБЩИЙ ПРИНЦИП ТОРЫ- ПРИНЦИП ЛЮБВИ
3). Великое правило иудаизма
Бен Аззай полемизирует с р. Акивой, выдвигая еще более общий принцип- "Вот книга порождений человека"- имея ввиду написанное далее- "В день, когда Б-г сотворил Адама, по образу Б-га сотворил он его"- и так как в подобной полемике нет неправых, рискнем предположить, что принцип Бен Аззая ставит перед нами еще БОЛЕЕ ШИРОКУЮ ЗАДАЧУ- реализовать наш Б-жественный потенциал на всех уровнях- индивидуальном, общественном, и общечеловеческом! Интересно и то, что Бен Аззай не упоминает свой принцип как "правило Торы"- он называет его просто правилом- т.к. ЭТО ПРИНЦИП ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (а закон Торы дан только евреям).
Из Бен Аззая вытекает и еще одно важное понимание -заповеди для человека, а не наоборот (как часто понимается и практикуется современным иудаизмом)- мицвот это СРЕДСТВА для реализации ЦЕЛИ [в случае нееврееев, к которым безусловно тоже относится данный принцип, средствами будут 7 заповедей Ноаха]. Здесь мы подошли к очень важному вопросу- ИУДАИЗМ КАК МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ.
Бен Аззай дает нам УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП такого иудаизма- своего рода MISSION STATEMENT. Мы можем назвать его Принцип Духовной Эволюции