Заметки на полях истории
Почему Россия отстала?
(14 Февраля 2023)
Заголовок интернет-заметки (thor_2006): Почему отстала Россия?
Я: Потому что Рос(с)ия - это экзоним, но мало того, весьма своеобразного, очень специфического литературно-кабинетного происхождения, в живой природе народа под самоназванием «Рос(ы)» не существовало, и хотя хороним «Росия» предполагает наличие некоего народа, исходит из сущности его бытия, по происхождению своему этот «народ» (сначала в Греческой литературе бытовала несклоняемая форма «Рос») является кровным и старшим братом «поручика» Киже и «Бурята» Онже Берды. Просто Греки сумели найти практическое и прикладное применение этому своему древнему литературному курьезу (а он старше Киже без малого на две тысячи лет), как только на их границах появились реальные Русь-Русы, обозначив которых соответствующим штампом, Греки получили повод и для сложения хоронима «Росия» (где-нибудь в первой половине Х-го века или чуть пораньше), то есть реальные Русь (Русы) дали Грекам возможность наполнить их прежде бесплотный трафарет «Рос» историческим содержанием.
Например, в Позднее Средневековье и в Новое время Кыпчакоязычные западные Тюрки от Русских получили наименование Татар (в их окружении при своём остались Булгароязычные Чуваши и Тюрки-Башкиры). Однако, несмотря на внешнее сходство с Греческим Тартаром, название это в Русскую литературу попало из далекой Центральной Азии, вроде бы так реально звалось Монголоязычное племя, уничтоженное в свое время Чингисханом. Ну, другое дело, что Тартар предопределил предпочтение отданное Европейцами именно этому далекому этнониму; но впрочем, возможно, что штампом и клише, экзонимом с негативным окрасом этноним стал ещё в Центральной Азии.
Другой пример. В отличие от советов XX-го века Скандинавские «гребцы» в IX-X-ом веках не только успели сами побывать народом, переплыв Варяжское море, «Славянский океан» и дав имя Русскому морю, их имя получит гигантский Славяноязычный народ.
Греческий же экзоним «Рос» родился вследствие ошибки одного перевода, стал затем литературно-художественным клише, ярлыком, трафаретом (однажды, на закате Римской эпохи, к нему прибегнут по поводу сходства с личным именем одного из вождей Гуннов - трафарет ждал и искал подходящей материальной опоры), приспособленным впоследствии Греками, вследствие некоторого внешнего сходства, к обозначению Руси (Русов) и (хоронимом «Росия») Русского Государства. Склоняемая форма «Росы» станет известна у Греков с XII-го века и её появление продиктовано видимо в том числе и успехами в Христианизации Руси, общим потеплением отношений между народами.
Очень важно при этом и то, что Русь приучалась к Греческой экзонимии лишь во второй половине своей жизни. Например, один из древнейших хоронимов Европы - Италия - судя по всему неаутентичный по природе, и опять же Греческого происхождения, но он ровесник Латинской литературы, уроженцы Апеннин успели привыкнуть к нему прежде, чем стали литературным (цивилизованным) народом. (У хоронима Италия очевидно в принципе нет народа-предшественника, во всяком случае он первичен по отношению к «Италиян(ц)ам», по природе своей это именно название территории (Апеннинского полуострова), но такое тоже бывает (тоже с Испанией), а главное его происхождение теряется в глубине доистории (внелитературно), так что не может быть вообще однозначно установлено.)
Стать эндонимом литературное заимствование, экзоним с, мягко говоря, сомнительным прошлым может в стране, где нет собственной науки (университетов), и где её роль безуспешно пытаются исполнять церковь или деспотия.
И уже неважно каким количеством сотен исчисляются университеты в стране проживания много[]а[]нального народа - своей собственной науки в этой стране не существует.
Роль Нашествия в образовании вакуума науки на этой украине Старого Света невозможно переоценить, ибо Нашествие многократно усилило, возвело в N-нную степень эффективную работу в направлении, заданном… исходной, подлинной первопричиной известного вакуума - неудачной периферийностью, неудачной именно в глобально-планетарном масштабе, в полной мере раскрытым Нашествием, потому что до Нашествия таже самая периферийность шла Руси, напротив, скорее на пользу, не меньше, чем на противоположном конце Европы Исландии. Само по себе Нашествие предопределило невероятно долгое превращение Половцев в Татарскую национальность, вместо весьма скорого в Русских (которое движение иллюстрируется бродниками, Русскими именами Половецких ханов, Пургасовой Русью) и становление деспотизма на Русской почве. Лишь скверной периферийностью, чей потенциальный негатив вскрыло, столь «продуктивно» и с лихвой реализовало Нашествие, фатальной периферийностью объясняется, в ходе истребления городов и гимназистов, возникновение Наполовинурусов, Периферийцев и Многоаналов. В конечном итоге нашествие в ХХ-ом веке всех этих обезличенных (и оболваненных) масс естественно сопроводилось массовым вымиранием восточных Славян, смертью, столь контрастирующей на фоне здравия западно-Славянской Словенски (Словакии) и южно-Славянской Словении.