Оригинал взят у
byk в
Почему Шаболовская башня стоит на своем месте и какую пользу она может принести Москве Известные грустные обстоятельства предстоящий демонтаж и перенос! Шаболовской башни вынуждают меня обратить внимание на некоторые весьма существенные моменты.
Для того, чтобы понять градостроительную идею размещения башни (почему башня стоит именно на своем месте и почему ее категорически нельзя переносить) немного обратимся к истории.
Взглянем на план «Новая Москва», разработанный в 1923г. Щусевым (
во всех подробностях с ним можно ознакомиться здесь).
План содержит множество прогрессивных идей, например Щусев выдвинул идею о переносе государственных учреждений из центра города на Ленинградское шоссе, реализованный план должен был значительно децентрализовать Москву, что избавило бы ее от многих современных проблем. Щусев предполагал создание разветвленной транспортной сети, создание дополнительных колец, трасс-дублеров, хордовых и сегментных связок. Остановимся подробнее на пробивке новой кольцевой магистрали - нового бульварного кольца.
Так нового бульварное кольцо выглядит в предложении Щусева.
В 1920-е - 1930е годы вдоль будущего кольца особо интенсивно велось строительство, возводились общественные сооружения, жилые комплексы, мосты. Однако впоследствии идея была заброшена.
Теперь нанесем кольцо на современную карту Москвы.
Оно совершенно явно читается! все пересечения через водные преграды, которые запланировал Щусев, существуют (ах да, если быть точным, не хватает только удного - на продолжении Киевского бульвара, этот мост соединил бы районы Дорогомилово и Пресню).
Как ни покажется кому-тостранным, но 2 пешеходных моста (мост Богдана Хмельницкого перед Киевским вокзалом и Пушкинский мост, перекинутый между Фрунзенской набережной и Парком Горького), лежат на все том же кольцевом направлении.
К сожалению в 1990е годы было принято решение строительства именно пешеходных мостов. Это не позволяет пустить рельсовый транспорт (трамвай) по Новому Кольцу.
Однако уже сейчас возможно устройство веломаршрута на всем протяжении Кольца.
В скором времени в Москве будет заново введена в эксплуатацию для пассажирских перевозок старая кольцевая железная дорога (МК МКЖД). Она вдохнет жизнь в заброшенные промзоны, которые она пересекает.
Новое бульварное кольцо дублирует кольцевую железную дорогу с внутренней стороны, но в отличии от нее, это кольцо проходит на всем своем протяжении через сложившееся, историческое, комфортное городское окружение. Трасса кольца не совпадает с трассами автомобильных магистралей (ТТК и другими)!
Трасса Нового Бульварного Кольца нуждается в минимальном благоустройстве, все уже есть!
Вот важное видовое раскрытие, подтверждающее всю ту же идею. Шаболовская башня находится на Новом Кольце!
По кольцу сосредоточено огромное количество всевозможных памятников, еще бы, ведь это должна была быть парадная магистраль Москвы. На этой схеме я нанес лишь ценные объекты советской периода: (1920-1950х), т.е. когда идея о кольце жилва в умах архитекторов. Вот они:
01 Хлебозавод им. Зотова
02 Гараж ЦИК СССР
03 Краснопресненский универмаг.Арх. Веснины
04 Комплекс жилых домов на Шмитовском проезде
05 Гостиница «Украина»
06 Академия им. Фрунзе
07 Клуб завода «Каучук»
08 Архив Министерства Юстиции
09 Застройка Фрунзенской набережной
10 Нескучный Сад и Парк Горького
11 Жилой дом Академии Наук и парадня застройка Ленинского проспекта
12 Шаболовская башня.Комплексы жилых домов: РЖСКТ «1-е Замоскворцекое объединение»; по улице Мытная, Шухова и Хавская; Хавско-Шаболовский комплекс
13 Даниловский Универмаг.
14 Кожевнические бани
15 Кинотеатр «Победа» на Абельмановской улице
16 Комплекс жилых домов «Дубровка»
17 Дворец культуры завода «Серп и молот»
18 Комплекс студенческих общежитий «Анненгофская роща»
19 Комплекс центрального аэродинамического института
20 Гараж для грузовых машин.Арх.К.С. Мельников
21 Комплекс жилых домов по Русаковской улице
22 Фабрика-кухня на Красносельской
23 Комплекс застройки Проспекта Мира.
24 Комплекс Бахметьевского автобусного парка. Гараж для автобусов. Еврейский музей.
Арх. К.С.Мельников, В.В.Шухов
25 Центральный театр Российской Армии.
26 Клуб коммунальников имени С.М.Зуева.Арх. И.АГолосов
27 Здание комбината газеты «Правда»Арх. П.А.Голосов
Все эти объекты, а это золотой фонд архитектуры конструктивизма Москвы нанизаны на единую композиционную ось - Новое бульварное кольцо столицы, так они были изначально задуманы.
Но это только памятники отдельно взятого периода, помимо всего прочего, кольцо соединило бы еще массу всего ценного, но это уже предмет для более детального исследования.
Упомяну наиболее важный моменты, кольцо соединит несколько крупнейших музеев города:
- "Гараж" в Парке Горького
- Еврейский музей и центр толерантности, расположенный в Бахметьевском гараже архитектора Мельникова.
- Музей ретроавтомобилей
Также кольцо соединит парки и городские площади:
- Площадь Краснопресненской Заставы (у м. 1905г.)
- Парк им. Декабрьского вооруженного восстания
- Украинский бульвар
- Площадь Киевского вокзала: Бородинский сквер и площадь Европы
- Сквер Девичьего поля
- Парк имени Мандельштама (Усадьба Трубецких в Хамовниках)
- Сквер в Хамовниках перед Пушкинским пешеходным мостом
- Нескучный Сад и Парк Горького
- Сквер на пересечении Павловской ул.и 1-го Щипковского пер.
- Городская усадьба Ф.А.Ардалионова - памятник архитектуры XVIII-XIXвв.
- Сквер Новоспасского монастыря
- Площадь Крестьянской заставы
- Площадь Абельмановской заставы
- Площадь Рогожской заставы
- Парк Казачьей Славы
- Лефортовский парк
- Сквер у Елоховского собора
- Фрагменты «Северного зеленого клина»: Екатерининский парк с выходом на Самотечный бульвар
- Миусская площадь
- Площадь Тверской заставы
Вот какой потенциал хранит в себе Москва, нужно только уметь его использовать.