Я решил поговорить с астраханскими бизнесменами, начавшими свое дело во время экономического кризиса 2008-2009 годов
Нынешний экономический кризис не может уйти от сравнения со своим ближайшим «собратом», кризисом 2008-09 годов, а потому многие эксперты просто-таки завязли в рассуждениях об опасности каждого из них. Стоит заметить, что всё-таки относительное большинство согласны с тем, что в 2008-09 годах ситуация с финансово-эконмическим показателями были более благоприятной. Не было обвала национальной валюты практически 2 раза, не было экономических санкций и антисанкций, а значит дешевый импорт спокойно поступал на отечественные прилавки, выезжать из страны не было так проблематично, как сейчас. Цена на нефть упала тогда упала до 40$ долларов за баррель, в следствие падения фондовых индексов американские банки стали требовать с российских банков преждевременные выплаты, из-за этого подорожали кредиты для потребителей. Однако в той ситуации у российского правительства был такой страховой момент как стабфонд, с помощью траты которого, экономика страны выдержала. В то же время для смягчения кризисных факторов для безработных федеральным правительством был разработан
регламент предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан. Согласно документу обратившимся безработным в центры занятости желающим открыть свой бизнес предоставлялась стартовая финансовая помощь в размере 58800 рублей, а также бесплатное оформление документов.
Нынешняя ситуация несколько другая из-за всех перечисленных факторов. Уже на всех уровнях власти разрабатываются т.н. «антикризисные» планы. Астраханская область тоже не обошла стороной этот вопрос и уже недавно главой областного правительства Константин Маркеловым была оглашена информация о разработке регионального плана по смягчению кризисных факторов. Результат обещает увидеть свет до 9 февраля, а пока «Русская Планета» решила вспомнить 2008 год и выяснить, почему тогда астраханские предприниматели открывали свои бизнесы и как им удалось выжить в столь трудные времена.
Частный предприниматель Еркегали Бихатов из города Камызяка занимается строительством и ремонтов помещений. По заверениям самого Бихатова, сейчас самый востребованный вид работы у клиентов установка «натяжных» потолков.
- Дело в том, что я уже до этого долгое время работал. Но все это было не официально у меня. И я услышал, что субсидирование идет. Решил, почему бы и не попробовать. Попробовал - деньги дали. На какое-то время помогло. Конечно, немного: что там те 58 тысяч. Открыл строительную организацию. Долгое время занимались ремонтными работами. Сейчас - нет, только натяжными потолками. Для меня не составляет труда раз в год заплатить пенсионные и иные платежи.
- А вот многие предприниматели жалуются, что слишком сильно поднялись платежи в фонды. Вы это сильно на себе почувствовали?
- Ну в позапрошлом году, когда «социалку» подняли в два раза, конечно почувствовалось на себе это влияние. Но уже в прошлом году все вернули на прежние рельсы, и поэтому жить можно.
- А вообще за все время ведения бизнеса, было ли такое, что руки опускаются и делать уже ничего не хочется, из-за того, что прибыль нулевая или даже ушла в минус, или нечем было платить зарплату людям?
- Нет, к счастью не было такого. У меня уже к тому моменту, когда я начинал была наработана база клиентов. Дело в том, что я и до этого занимался ремонтами помещений, офисов, квартир под ключ.
- Когда открывали предпринимательство, насколько на тот момент оценивался фактор рисков или скорее все было, что называется от души?
- Да просто хотелось начать работать официально, не бояться быть оштрафованным налоговыми органами, накапливать пенсию и т.д. А все внешние экономические факторы на меня либо никак не влияют, либо очень косвенно. Конечно сейчас стало немножко тяжеловато. Сейчас все подорожало. Строительные материалы поднялись в цене. Без импортных стройматериалов, к сожалению, пока не обойтись. Некоторые вещи в два раза подорожали, что-то процентов на 30, на 40. Соответственно мы и для клиентов повысили цены. По клиентам к счастью пока снижения спроса я не наблюдаю.
Выход из нелегального поля и необходимость в стартовом капитале стали также основными мотивами портной Натальи Бигалиевой, которая открыла свой бизнес по пошиву одежды в конце 2008 года.
- Сейчас конечно более трудное время, чем, когда мы открывались. Но 58800 рублей тогда стали хорошим подспорьем. Возвращать их не надо, если укажешь в целях использования. А до этого я шила просто нелегально. Всем этим занимаюсь я давно, ну а потом пришло такое время, когда нужно задуматься о пенсии. Для этого хочется, чтобы и стаж был, хоть и говорят, что сейчас это не имеет большого значения. Кроме того, к тому резко повысились штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность. Но все-таки главная причина - это деньги.
- А риски как вы оценивали? Это же теперь надо платить налоги немаленькие.
- Страшно было в том году (в 2013), когда страховые взносы в пенсионный фонд поднялись в два раза до 36 тысяч рублей в год. Вот тогда было тяжело. Тогда стоял вопрос как бы не закрыться. И опять же, когда я «подпольно» сидела дома шила, меня вроде бы все устраивало, но с другой стороны, когда сейчас уже все официально, во-первых, ко мне обращаются организации, значит оплачивают работу через расчетный счет и я ничего не боюсь, я открыта для людей. Но и во-вторых, раз выдержали такое тяжелое время, то и сегодня выдержим. Конечно, вот цены поднялись. Но пока я своих цен не поднимала, как работала, так и работаю, хотя фурнитура, и иголки, и нитки все поднялось. И что самое неприятное, оно все теперь, каждую неделю дорожает. Говорят, сейчас, что еще и аренда вырастет. Если так будет идти дальше, встанет вопрос, будут ли идти дальше люди. Но пока я востребована как портной и меня все устраивает.
- А были ли моменты, когда прибыль была нулевой или налоги было не с чего платит и что называется опускались руки?
- Да нет, чего-то из ряда вон выходящего не было, проверок контролирующих органов не было. Но я ничего не нарушаю и как положено плачу все налоги. Да бывает «безрыбье» в определенные дни. Например, в те же январские праздники. А потом народ сам очень долго от этого отходит и поэтому январь считается голодным месяцем.
- У вас штате еще есть кто-то, кроме Вас?
- Нет, я работаю одна. Но мне очень хотелось бы кого-нибудь взять. Однако его надо оформлять, платить зарплату, страховые взносы и т.д. Для этого надо, чтобы был соответствующий объем работ. Себя то я как-то обслуживаю и мне средств хватает.
Александр Рябов, владелец оптово-розничного склада продуктов питания, называет главной причиной открытия бизнеса семейное положение и наличие троих детей:
- Я кормилец семьи. Кроме того, у меня тогда было туго с поиском новой работы. Естественно тогда это все рассчитывалось, обсуждалось в семье. И, если очень честно, то я вам скажу, что в 2008-09 годах было даже легче, чем сегодня. Тогда не было таких скачков валюты и ставки банков были меньше.
- А хотелось хоть когда-то из-за каких-либо трудностей дело закрыть?
- Знаете, когда себя морально настраиваешь на то, что было и нет рабочего места, и трое детей, то, конечно доволен тем, что есть. А что нет выручки - это как-то одним днем. Если вспоминать прошлое, то приходишь к выводу, что с темы зарплатами, сейчас бы я семью не прокормил. А я работал в самых разных транспортных организациях, даже немного в МВД. Пока же я собираюсь работать предпринимателем, как и раньше и никуда рыпаться не буду.
А вот у бывшего совладельца ресторана «Бочка» в центре Астрахани Дениса Дьякова не удалось сохранить свой бизнес до настоящего времени. По словам Дьякова, проблема его заведения о большей части заключалась в недобросовестности арендодателя:
- В минус мы не уходили. Доход был стабильный. А вот проблемы заключались в самой аренде - она все время дорожала. А потом еще оказалось впоследствии, что у арендодателя есть многолетние неоплаченные счета по коммунальным услугам. Вообще не понятно каким образом он продолжал работать. Было вообще это очень странно. В итоге были постоянные проблемы с различными государственными инстанциями.
- А экономические причины какие-то были из-за которых Вам пришлось через два года закрыть кафе?
- Конечно же были. Но они были только в том плане, что тяжело было развиваться. Порой приходилось, чаще всего на свой страх и риск, какие-то суммы вкладывать дополнительные. Народ быстро приедается к новым местам. А делать какие-то вложения для места, которое под большим сомнением, никто не берется.
- То есть такого варианта, как перейти в другое помещение вы не рассматривали?
- Рассматривал, конечно, но здесь еще важен такой фактор как доступность кафе. Почему еще сняли там помещение, потому что оно было достаточно недорогое для центра города. А найти аналогичное помещение можно было бы, но это скорее всего опять какие-то проблемные помещения. Да еще и очень дорогие из-за того, что находятся в центре. Соответственно цены пришлось бы взвинтить на порядок, ну и мы бы ничем не отличались от очередного кафе.
- Как ощущаете сегодняшнюю ситуацию с ведением бизнеса у нас в регионе? По-вашему, нынешние экономические «встряски» сильно влияют на работающих уже и новичков в этой сфере?
- Ну вот у меня есть приятели, которые предпринимательскую деятельность ведут. Они говорят, что ситуация сейчас не очень улучшилась. В некоторых моментах она гораздо хуже стала. Во-первых, есть юридической незащищенность, потому что абсолютно каждый раз какие-то новые усложнения с лицензиями вводят, например, если допустим брать алкогольную сферу. Оно с одной то стороны может и к лучшему, потому что люди начинают более ответственно относиться к своему здоровью. Но с другой стороны недобросовестным контролирующим организациям это развязывает руки еще больше. Они начинают этим пользоваться, усложнять рабочий процесс. А если вспомнить, что еще сейчас и все импортное дорожает, то это еще больше влияет на конечного потребителя.
You can watch this video on www.livejournal.com