КЗСК

Oct 09, 2015 23:25

В связи с расследованием по Гайнутдиновской школе №27 солнце казанского краеведения направил мои стопы к КЗСК. В книге «Экскурс в архитектурную жизнь Советской Казани» есть раздел в котором несколько страниц отведено жилищному комбинату КЗСК, в т.ч. ДК им Кирова, и школе 27 по ул.Эсперанто, которая согласно той информации входила в комплекс этого заводского жилкомбината.
Предварительно меня запугивали сложностью проникновения в архивные святыни завода, но я надеялся, что в память об одном из моих руководителей, Рустеме Талгатовиче Бикмуллине, который также был какое-то время и ген.директором КЗСК, Рустум пашé будет сделана некая поблажка. На текущий момент самыми злостными «секретчиками» оказался к моему удивлению з-д КМПО, где в 1930-х гг работал мой дядя Фатых и мл.брат того самого Мухаметзяна Ахунова.
Проинспектировав в гл.здании на Оренб.тракте нерадивую работу ГИБДД, а точнее их службу дорожного надзора оказавшуюся по качеству работы на два метра ниже плинтуса, поехал на завод.
Следует отметить, что плохо представлял, где находятся его проходные и адм.корпус. Пришлось поблуждать. При этом вспомнил казус с КВЗ в 1990-х гг, когда меня встречали на одной площадке с проходной, а я подъехал к другой площадке тоже имевшей проходную. Звонил по телефону и не мог понять, почему не вижу встречающих меня, хотя те уверяли что стоят непосредственно у проходной.
Первая проходная КЗСК по виду явно не соответствовала возможности соседства с адм.корпусами. Поинтересовался на вахте, те направили в противоположный конец з-да. Ехал, ехал. Смотрю какие-то ворота. Спешился, захожу во двор, кругом служилые, причём внутренние. Спрашиваю одного через стекло где вход в КЗСК, тот не понимает что это такое. Тут примечаю небольшую (едва заметную) вывеску УФСИН. Поняяяятно…
Пошел седлать своего Росинанта, и тут гляжу мвдешный чин повыше званием. Всёж человек с образованием… И точно, он подсказал мне как доехать до проходной где адм.корпуса КЗСК. Надо отметить, что по ходу следования, да и на самих зданиях в этой промзоне совершенно никаких вывесок и иных опознавательных знаков.
Но вот за поворотом появись приличные корпуса, и памятник наркому способствовавшему, развитию в Татреспублике химпрома.





Территория прилегающая к адм корпусам оказалась весьма интересной, но не брал с собою фотоаппарата, поскольку знал, что с фотиком на завод не пропустят. Воспользовался брелком от а/м с 2-х мегапиксельной камерой.



пьедестал памятника Кирову

Помимо памятника Сергею Миронычу (см.выше), здесь имелся целый комплекс увековечивающий развитие химпрома в Казани.

Но, как потом выяснилось, за исключением памятника Кирову, все остальные скульптуры современные.




























Приятно было, что и Рустему Талгатовичу отвели место в мемориале заводской славы.
Пришлось немного побегать между корпусами, прежде чем выяснилось, где находится архив и музей. Но следует отдать должное работникам ОК завода, которые поняли терзавшие меня проблемы и вопросы, выписали пропуск в канцелярию, чтобы там смог наладить контакт с музеем и архивом. Меня ведь не интересовали заводские секреты, нужны были материалы по обеспечению заводом объектов соц.быта в 1930-е гг.
В отличие от КМПО никто здесь не огрызался, что завод сверхсекретный, а дали разъяснения, что и как, состыковали с заведующей заводским музеем Зиганшиной Людмилой Алексеевной, и в канцелярии милая барышня. Увы, нужного мне не сохранилось. А личные дела, даже если бы и дали, меня не интересовали. Никто из родственников до войны здесь не работал, да и после войны тоже. Только Рустем Талгатович Бикмуллин, трагически погибший в расцвете сил, работал здесь руководителем. Людмила Алексеевна удивила меня, что оказывается ежегодно проводится фестиваль одарённых детей им Рустема Бикмуллина. Причина мне стала понятна, включились его друзья, а их у него было немало. Он и со всем советским комсомольским бомондом был знаком, которые потом стали управленцами, и в дальнейшем когда ещё на НКНХ работал замом ген.диретора.
Друзья в память о том, что Рустем Талгатович был учредителем этого фестиваляна самой первой его сессии, решили присвоить этому мероприятию его имя.




На обложке этого фестивального выпуска сам Рустем Талгатович с гитарой.

Вспоминаю, как поехали с Рустемом Талгатовичем поздравлять покойного ныне Наиля Хабибовича, тогдашнего гендиректора КОС, с правительственной наградой - Орденом дружбы народов. Сидели втроем, в кабинете за окном которого уже сгущалась вечерняя чернота…

Всё уже в прошлом, последний раз уже прощался с Рустемом Талгатовичем на гражданской панихиде в ДК Кирова. Теперь там филармония…
Ну, а по отъезду доложил результаты инспекции солнцу казанского краеведения. Материалов по соцкульбыту 1930-х гг. на заводе практически не осталось, увы.
И всё же я рад знакомству с Людмилой Алексеевной, ещё не раз к ней заеду. В истории завода для меня остались ещё интересные моменты.

* * *

осень, поживем увидим, утраченное, Казань, мониторинг, промышленность, персоналии

Previous post Next post
Up