После осмотра дома Камчатова, пожарной каланчи, соборной мечети и близ расположенных исторических зданий, просто наобум прогулялся по прилегающим окрестностям. Но с учётом выхода к набережной, к которой вышел широким Комсомольским проспектом, разделённым бульваром в виде роскошной и длиннющей зелёной аллеи.
По пути встречались весьма интересные здания, в т.ч. и представляющие югенд штайл, и купеческого толка дома полукаменныя, и торговые ряды, с сохранившимся идентификатором в виде номера ряда, выложенного кирпичным орнаментом. При том, что полным ходом шла «реставрация» торговых рядов, они также имели следы подросткового пачкунства. И никто пачкунам за это руки-ноги не пообрывал, что досадно.
Пачкунство исторических фасадов встречалось на протяжении всей прогулки по крохотному участку исторической Перми, которую не мог детальнее и шире осмотреть из-за малой квоты на время осмотра. Но успел обратить внимание на малые декоративные формы, а также особенности некоторых элементов инженерной инфраструктуры.
Но после Казани, в глаза била огромная паутина электрокоммуникаций за рамками контактной сети городского электротранспорта. Одно из немногих достоинств моего тезки Нургалиича, это то, что он сумел решить вопрос в Казани с этой проволочной паутиной. Значительную часть которой, за последние несколько лет убрали в подземные коллекторы.
Встретилось в этой части города и странное сооружение - типа бойлерной с трубой просто вплотную установленную около жилой пятиэтажки во всю её высоту. О каких нормативах здесь можно вести речь?
Как будто там живут не люди, а какие-то бессловесные биороботы. С мнением которых можно совершенно не считаться. И ведь это центр города, куда смотрит администрация? А вообще, такое и на окраинах недопустимо.
Вдали, в конце проспекта, виднелся православный храм, почему-то вызвавший у меня ассоциацию с католическим или лютеранским. Возле этого храма, как выяснилось при подходе, стояло здание семинарии.
В момент когда подошёл к тем местам поближе с удивлением увидел на одном из домов, явно надстроенном в советское время, мемориальную доску уведомляющую, что здесь учились выдающиеся люди: П.П.Бажов, Д.Н.Мамин-Сибиряк и А.С.Попов. Но и здесь, к моему неудовольствию «поработали» безмозглые пачкуны.
До революции именно в этом здании располагалось учебное заведение - духовная семинария, в числе выпускников которой оказался изобретатель радио А.С.Попов, как бы идейный наставник моих детских увлечений радиотехникой, а в дальнейшем Гений моей базовой вузовской специализацией - радиоинженегр. Так вот, оказывается, где заложен то был краеугольный камень отечественной радиотехники - в Перми. Радиотехники ещё не было, но камень уже был заложен. Фундамент не виден, но на нем держится всё здание.
Знал ли тогда А.С.Попов о своём научном предназначении? Ведь именно по окончании базового курса Пермской духовной семинарии в 1877 году, он подал документы в Санктъ-Петербургскiй университетъ, успешно сдав экзамены на его физико-математическом факультете.
В Перми губернская жизнь кипела, но у уроженца рудного поселка были иные устремления. Наука влекла юношу из семьи священнослужителей, больше, чем обычные радости жизни.
Пермь дореволюционная также жила жизнью большинства крупных городов Российской империи. Продолжает жить неплохо и сейчас, но порой несколько в ином уже ключе. В пути обзора Перми встречал вывески подобные «Быстроденьгам» и «Центрам выдачи займов» и т.п. Это уже общероссийское обиходное «преимущество», которым, к.м.к. А.С.Попов не воспользовался бы и ныне.
Но в Перми, как большинстве городов нашего Отечества, видны и социальные контрасты. По принципу Нью-Йорк - город контрастов, Париж - город контрастов, Пермь - город контрастов.
С этой стороны был высокий берег Камы, потому на деле здесь вдоль берега тянется не набережная, а просто ограда. Её отличает местная достопримечательность - замочки человеческого щастья прикованные к ограде. Чтобы счастье оставалось здесь и никуда не убегало к заморским берегам.
Несмотря на обилие деревьев за оградой, отсюда виднелся прекрасный мост. Как мне пояснил один местный обитатель, прежня пристань находилась где-то сразу за мостом. Но спускаться вниз я не рискнул. Ещё заметил, что здесь можно было найти место чтобы припарковаться, хотя другой горожанин, ранее опрошенный заявил, что здесь практически невозможно найти для этого места.
Вдоль берега тянулась старая застройка, в т.ч. советской поры. Здесь высились некогда помпезные сталинки эпохи советского ампира, к нынешнему времени порядком обветшавшие. Но издалека ещё хранящие в своём облике имперское величие стиля эмпайр советúк.
Фактически обойдя пару городских кварталов вернулся почти к исходной точке выйдя к соборной мечети. Перед ней прошёл какой-то реконструируемой улицей. На которой кипели строительные работы. Вот на такой строительный забор, пачкуны ещё могли бы изливать свой креатив. Здесь же на довоенной сталинке встретилась такая мемориальная доска.
Однако, надо было спешить в Екатеринбург, поскольку
Е.П.Алексеев собирался со следующей недели уехать с семьёй в деревню.
По пути из Перми в Екатеринбург опять «радовали» извечные пробки, вызванные перманентным дорожным ремонтом. Даже если предоставить российским дорожникам работать 48 часов в сутки, ремонт так и останется перманентным. Не важно Урал это, или центральна часть РФ. В то время, как в странах со схожим климатом, Канаде, к примеру, как-то успевают управиться с дорожными проблемами и не блокируют дороги вечно тянущимся ремонтом.
Источники:
Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губ на 1908 г. Пермь, типо-литография губернского правления 1908.
Справочная книга «Вся Пермь» на 1911 г. Издание И.И.Мацкевича. Пермь, электро-типография В.А.Чердынцева
Консультации и помощь визуальным материалом SSC-форумчанина gorkill