В Пермь заехал уже в первом часу ночи. Единственный случай, когда навителл-навигация меня не обманула. Признаюсь, найти выбранную заранее гостиницу с парковкой самостоятельно бы не смог. Тем более в такое позднее время. С выбором гостиницы помогли в пермской ветке SSC, в первую очередь форумчанин gorkill
Гостиница была неплохой, но номер оказался каким-то странным - смежным с местным баром. Причём, смежность эта определялась внушительным окном, отделяющим мой номер от гостиничного бара. Это окно было занавешено полупрозрачным тюлем. В баре всю ночь веселились, шум этого безудержного веселья периодически меня пробуждал. Но всё же я выспался. Ополоснув все окошки старенькой «ласточки», поехал на краткий осмотр города, намереваясь часам к 11 уже тронуться в Екатеринбург.
Город Пермь не был основным пунктом этого путешествия, но всё же отчасти был связан с генеалогической географией. Именно из Перми, добравшись туда из Челябинска, отправлялся пароходом к Волге мой дедушка Закир Ахунов, до революции известный на своей исторической родине, как Закир-бай.
Об одном таком путешествии свидетельствует и дореволюционная открытка с семейной перепиской, с гашением пароходным штемпелем «Нижний - Пермь». Пароходство было очень развито в Камско-Волжском бассейне, чему свидетельством и рекламные приложения губернских адрес-календарей и справочных книжек.
Почтовый штемпель не зафиксировал названия парохода, но по тексту послания дедушка указал, что в этот раз путешествует на пароходе «Любимовъ», как распознали с арабицы и перевели мне ту открытку, сотрудники ИЯЛИ АН РТ. Впрочем, это было далеко не единственный дедушкин деловой вояж водным путем. Просто других записей о подобных поездках не сохранилось.
Интересно было взглянуть на место, где до революции располагалась пристань. Откуда дедушка отплывал по каким-то надобностям на пароходе «Любимовъ».
Кроме того, в семейном альбоме сохранилась детская фотокарточка отца снятая в фотографическом заведении С.П.Бурдина в Перми. С детства почему-то засело, что на фотографии его
двоюродный брат Садрий. Но при детальном рассмотрении скана фотографии, стало понятно, что у мальчика на фотографии пряжка с эмблемой не челябинской торговой школы, которую оканчивал Садри Ахун, а челябинской реалки.
Так что других вариантов просто нет, на фото мой отец. Помню, папа что-то говорил про реальное училище, но тогда у меня в одно ухо влетало, в другое вылетало. Почему-то в детстве это не было мне интересно. Что делал маленький Нагим Ахунов в Перми мне неясно. Про Пермь мне он ничего не рассказывал, только про Челябинскъ.
Фотографическое заведение Бурдина располагалось в центре Старой Перми, но было далеко не единственным из престижных, хотя и было одним из наиболее «плодовитых».
Пермь, город областного значения. Некогда губернский центр, в который входил и Екатеринбургский уезд, главный город которого, был следующим после Перми, пунктом посещения моей нынешней поездки.
В прежние времена город Пермь считался главным населенным пунктом всего Прикамья и Западной части Уральского края. О происхождении топонима Пермь до сей поры нет единого мнения. История же основания этого города, следующая. В 1778 г казанский губернатор князь Мещерский, проезжая по Каме в Соликамск, приметил здесь место для основания предполагавшегося нового города. Тогда здесь на высоком берегу Камы располагалась деревня Брюханова, принадлежавшая графам Строгановым. Побудительным мотивом основать город именно здесь, для князя Мещерского явился факт расположения поблизости Егошихинского медеплавильного завода, основанного в 1724 году. Однако, ещё в дореволюционную пору завод утратил своё значение, и к началу ХХ века о нём уже мало кто помнил, и следов от него не сохранилось.
Пермь же, воздвигнутая на землях медеплавильного завода и деревни Брюхановой, разрослась, и заняла в регионе доминирующее значение. Утрата былого величия Перми началась в годы советской власти. Когда Екатеринбургский уезд был выделен в самостоятельный губернский центр. Б.м. не все знают, но первые годы советской власти Совдеповская Россия сохраняла губернское административное деление. Первыми вышли из губернского статуса и стали автономными республиками (тогда в правильном значении слова автономный) Башкирия (в 1919 г) и Татарстан (1920 г.). При этом были изменены их прежние губернские границы. Часть бывшей Уфимской губернии отошли под ведение АТССР (в такой последовательности тогда использовалась полная аббревиатура Татреспублики). Но сейчас не будем углубляться в эти подробности. Сейчас идет описание Перми.
Любой губернский город Российской империи мог гордиться своей историей и имел немало различный учреждений, как министерства просвещения, так и других ведомств. Пермская губерния охватывала огромную территорию, в её состав входили следующие 12 уездов: Верхотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Красноуфимский, Кунгурский, Осинский, Оханский, Соликамский, Чердынский, Шадринский и собственно Пермский. Законъ и порядокъ в Пермской губернии бдили двенадцать уездных полицейских управлений и три горно-полицейских округа. Однако, на Пермскую губернию распространялись полномочия Казанского военного и путей сообщения округов, также как и округ Казанской судебной палаты. Учебныя заведенiя входили в состав Оренбургского учебного округа с центром в Уфе.
Следует отметить, что топоним Пермь вошел в геологическую научную терминологию. Тем, кто хоть какое-то представление имеет о геологии, известен термин Пермский период.
Roderick Murchison
В середине 19 столетия шотландец Родерик Мурчисон (1792-1871) облазил весь Урал вдоль и поперек, изучая строение гор. Именно он понял, что пласты скал на реке Чусовой являются наглядной иллюстрацией древних геологических процессов отражающих тот геологический период, который по имени губернии впоследствии назвали Пермским геологическим периодом. А здешняя скала Дужной Камень, исследованная шотландским геологом в 1841 году, оказалась эталоном этого геологического периода. Однако признание этого открытия к шотландцу пришло не скоро, как и не скоро был введен в научный обиход термин Пермский период.
Cобытия тех далёких геологических эпох, отстоящих от нашего времени более чем на 250 миллионов лет, обогатили местные земли ценными минералами и другими полезными ископаемыми. А они то и дали толчок развитию промышленности в период освоения Урала. Вскоре на Урале возникла и серьёзная школа обработки драгоценного и полудрагоценного камня, столь любовно описанная Павлом Бажовым в собирательном образе Данилы-мастера. В котором отразились профессионализм и высокий художественный вкус многих безвестных народных мастеров Урала.
Гостиница, в которой я провёл не очень спокойную ночь, как оказалось, располагалась не в историческом центре. Направляясь к историческому центру Перми, пришлось ехать какой-то промзоной.
За доступную дешевизну при определённых удобствах приходиться доплачивать подобным неудобством. Но всё же минуя и кварталы современной застройки, достаточно быстро добрался до исторических мест города.
В центре города встретилась огромная гостиница «Урал», советская бетонная восьмиэтажка. Но не понял, парковка перед ней охраняемая или так, устроена по-совеЦки… Место показалось не очень уютным. Но это крайне субъективное мнение Рустум-паши. Позже, уже этой зимой почитал об «Урале» отзывы, понял, что ничего не потерял в ту поездку выбрав другой отель.
В исторической части города, также «радовали» матерчатые фасады, знакомые особенно по предмиллениумной Казани. Старческая организма Рустум-паши, не позволяет длительных пеших перемещений по городу. А с парковкой, как во многих крупных городах РФ, в центре Перми также имелись проблемы. Это явилось заметным сдерживающим фактором в осмотре города. Но всёже нашел где приткнуться.
Обратил внимание на обилие подростковых граффити и за пределами промзоны. В т.ч. на фасадах исторических зданий. Причём, граффити ко всему прочему и низкого пошиба. Как мне показалось, на сей факт горожане мало обращают внимания. Типа, ну что с подростков взять. Они же как щенки, метят своей мочой всё вокруг. В моём детстве тоже подростками баловались, в т.ч., грешен, и спичками потолки подъездов коптили. Но на подобные занятия в моём детстве было мало времени. Я не советизан, но следует отметить огромное поле бесплатного подросткового досуга, имевшегося хотя бы в крупных советских городах. Я ходил в три кружка Дворца пионеров и художественную школу. Так что на баловство времени оставалось мало. А сейчас ещё поди попробуй нашкодившему подростку нарви уши. Враз запоют: «Ай-яй-яй!!! - Детей забижают!», - да в каталажку. Розгами драть надо этих щенков как сидоровых коз, и занимать творчеством. Т.е. метод кнута и пряника пока что самый эффективный метод воспитания. Причём, когда подросток действительно занят творчеством, достаточно пряников. Кнут, это уже радикальное решение для особых строптивцев. Да сейчас и сами молодые родители без мозгов то. Следует отметить, что в нынешние времена категория «подростков» расширилась до 21 года.
В Казани местами ещё можно встретить свежие следы пачкунов, но преимущественно это приезжие «мастера». Кроме того, в позапрошлом году наш «уездный градоначальник», пригласил таких пачкунов официально попачкать казанские дома. Что-ж поделать, такой уровень культюр-мультюр у «лучших» тубан Кама жагетляр.
Ну, да ладно. Хоть и неприятно лицезреть это пачкунство стен, но в Перми я был гостем, приходилось мириться.
Поблизости места высадки, находилось несколько интересных объектов. Как раз поблизости того места, где припарковался, выходили служебные энтрады старинной полицейской части с пожарной каланчой, украшенной изящным кирпичным орнаментом. Однако, попытка выявить где-то на открытых фасадах кирпичные клейма по понятным причинам не принесли успеха. На Урале не практиковались тычковые клейма. Исследования проводил лишь для очистки совести.
Сохранность пожарной части была неплохой. Не зная всех пермских тонкостей, отмечу, что в дореволюционный период, служба пожаротушения относилось к полицейскому ведению, и часто пожарка совмещалась с полицейской частью. Въ Казани было именно такъ.
Близ пожарной части, практически имея теперь общее дворовое пространство, каменной громадой располагалось внушительное здание второй половины XIX века, по всей видимости надстроенное в советский период.
Как позже подсказал мне ssc-форумчанин gorkill, это был дом почётного гражданина города, купца, судопромышленника и благотворителя Камчатова Михаила Мануйловича (1864- после 1917 г.). А поначалу решил, что это был монастырь, поскольку здание располагалось на углу улиц Монастырской и Куйбышева.
Теперь мне известно, что кроме предпринимательской деятельности М.М.Камчатов нёс общественную нагрузку, являясь членом городского раскладочного присутствия. В части благотворительности он являлся почетным членом губернского попечительства детских приютов.
С 1916 г. здание принадлежавшее Камчатову, арендовалось под нужды Пермского отделении Петроградского университета. После муниципализации здания в 1918 году и чехарды власти периода Гражданской войны, оно использовалось под различные нужды. С 1931 года здесь в этот здании была основана пермская военная авиашкола (3- военно-техническая школа ВВС РККА). В 1960 году учебное здание перешло в другое военное ведомство, Пермское военное авиационных техников училище (ПВАТУ) было передано из ВВС в ракетные войска и было реорганизовано в Пермское высшее командное инженерное училище (ПКИВУ). С 1973 г это было высшее командное инженерное училище ракетных войск имени маршала В.И.Чуйкова, затем Пермский военный Краснознаменный институт ракетных войск. В 2003 году институт прекратил своё существование. Правительство РФ ставило перед собой совершенно иные задачи, «счастливо» приведшие страну к нынешнему состоянию.
Дворовая часть дома Камчатова, представляла не очень приглядное зрелище. Это характерное явления для большинства архитектурно-исторических памятников на территории РФ. Причин, много, в т.ч. и в том, что ещё в 1918 г. большинство россiйскихъ господъ драпануло за границу, а пролетариат в городах где установилась советская власть, предпочитал, «раскрепощаться» духовно и сексуально, петь революционные песни и особо не озадачивался бережным отношением к жилищному фонду, и городской архитектуре в целом. За такой длительный срок ненадлежащего использования зданий, они даже при наличии большого ресурса прочности, быстро утратили свой добротный вид.
Однако, у бывшего домовладения Камчатова ещё сохранился контур ворот каменных, с останками крепления металлических ворот, скорее всего выполненных ажурной художественной ковкой. То ли у флигеля, то ли соседнего домовладения, парадная ещё сохраняла ажурный кованый навес, по типу чебаксинских в Казани. Следует отметить, что чебаксинцы переняли опыт художественной ковки именно у уральских мастеров. Но в какой части Урала доподлинно неизвестно.
Еще в этом дворе, где-то за каланчой размещался какой-то Пермскй «Театр у моста». Ну, да я давно не завзятый театралъ. Так что просто сфотографировал, не уточняя подробностей.
Обнаружил ещё в этом дворе «Лесную газету», подобную тем, что встречал во множестве в казанской адмиралтейской слободе (Бишбалта).
Далее по этой улице за бывшим домом Камчатова и каким-то современным зданием, виднелась старая пермская соборная мечеть. Объект, весьма достойно украшающий исторический центр города. Пожалуй, интереснее пермской соборной мечети только Азимовская мечеть в Казани.
По пути, на противоположной стороне улицы бросилась в глаза местная дезигнерская креатура. Кажная провинция по-своему изгаляется. А в целом по стране эпатажность ныне мейнстрим. Была там в противувес мейнстриму, и по-восточному стилизованная вывеска азербайджанской кухни. В принципе, как потомок персидских шахзаде, мог бы туда заглянуть. Но имелись две причины миновать это поедательное заведение. Во-первых, поскольку впереди был немалый путь до Екатеринбурга, пузо решил не набивать. Во-вторых, для меня эталон челябинская турецкая «Анталия» и цены знакомы и ассортимент понятен.
А так, в целом создалось впечатление, что в Перми я смогу правильно (халяльно) покушать в заведении. Чего, как выяснилось позже, не имелось в Екатеринбурге, практически вовсе.
По той стороне, где шёл, здание из энергосберегащего стекла и «металла» на арендных условиях включало тело объекта попавшего под санкции САСШ. Автомобили здесь были припаркованы не просто на тротуаре, а прижимались вплотную к стенам здания. Вот раздолье то для казанских гиббонов! Около самой мечети места предусматривавшего бы парковку почти не имелось.
Соборная мечеть Перми поздней постройки, её строительство началось в 1901 г., а торжественное открытие в 1903 г. Подготовка строительства каменной мечети губернского центра началась ещё в конце XIX в. Средства на строительство этой мечети собирали все мусульмане Пермской губернии. Активное участие в этих сборах приняли состоятельные купцы братья Агафуровы, Тимкины, Зиганша Ибатуллин.
Однако в деле возведения каменной мечети, инициаторов встретили бюрократические трудности. Строительное отделение Пермского губправления 12 декабря 1897 года отказало поверенному мусульманской общины З.Ибатуллину в ходатайстве по строительству, в связи с близостью от соседней межи (2 и 4 сажени). По всей видимости наняв юриста и проанализировал «Устав строительный», на который опиралась мотивировка отказа, 17 мая 1900 г. Зиганша Ибатуллин направил повторное прошение министру МВД И.Л.Горемыкину. В котором предлагал руководствоваться общеимперской практикой строительства мечетей в городах, когда расстояние между мечетью и др.постройками укладывается в норматив постройки каменных зданий в городских условиях. Повторное рассмотрение ходатайства мусульман Перми завершилось формированием у местных архитекторов и техников «нового подхода»…
Проект соборной мечети Перми был разработан архитектором А.И.Ожеговым, автором проектов Вознесенской и Успенской церквей Перми.
Соборная мечеть была построена в районе компактного проживания татар и до конца 1930-х гг служила центром мусульманского населения города. Дореволюционный период в мечети служил губернский ахун Нурулла Мурзакаев, проживавший на Покровской, 12, и указный мулла Лотфулла Байчурин, проживавший по адресу Торговая, 82. Первоначально мусульман молодой Советской России не трогали. Напротив помогали самообразовавшимся мусульманским социалистическим комитетам. Преследованию изначально максимально подвергались лишь представители православного духовенства (в начальный период именно так, не особо затрагивая другие течения христианства), как олицетворявшим в царский период, одну из ветвей официального властного института. Однако, к концу 1920-х ситуация в корне изменилась. В 1930-х начали рушить и мечети, не везде, конечно. А мусульманских духовных наставников репрессировать.
В октябре 1937 г. были репрессированы имам соборной мечети Афлитун Халилов и ещё 10 духовных лиц, после чего в 1938 г. городские власти ссылаясь на то, что у татар мечеть находится без присмотра, закрыли соборную мечеть как культовое учреждение. Здание было передано Пермскому облархиву КПСС. В годы войны здесь размещалась часть эвакуированных из Ленинграда экспонатов Эрмитажа. Архив располагался в этом здании до 1986 г. Когда был перемещён в новое здание. В 1986-89гг в здании соборной мечети располагались выставочный зал и библиотека Пермского обл. краеведческого музея. А 4 апреля 1990 года здание вновь вернули верующим.
Но ещё ранее событий октября 1937 года, в августе месяце был арестован Гарифулла Рахимов. Грамотный, татарин, член духовного совета мечети, выступавший против закрытия одной из мечетей в городе Перми (говоря языком заведенного на него дела «активный церковник»).
Ордер на его арест был подписан 5 августа 1937 года, как известно, - это начало массовой операции НКВД против «бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников». Г.Рахимов оказался одним из объектов начавшейся операции. По приговору Тройки при УНКВД по Свердловской области Гарифуллу Рахимова расстреляли 25 декабря 1937 года по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной, повстанческой националистической организации», связанной с «Уральским повстанческим штабом», которая ставила своей задачей «участие в вооруженном восстании с целью свержения существующего строя, ведения контрреволюционной пропаганды среди татар за создание самостоятельного националистического буржуазного государства».
Ещё во время ареста у него изъяли фотоаппарат и фотографии. В 2007 году ГАСО выпустил настенный календарь и комплект открыток «Улицы Перми 80 лет назад». Фотографии улиц того времени отображенных в календаре и наборе открыток, были взяты из архивно-следственного дела Г. Рахимова.
Вид на Черный рынок. (Сквер урал.добровольцев). 10.06.1929
Фото репрессированного Гарифуллы Рахимова
Магазин готового платья Москвошвей (угол ул. Торговой и ул. Кунгурской). г. Пермь. 20.05.1926 г.
Фото репрессированного Гарифуллы Рахимова
все фотографии Гарифуллы Рахимова Да, такие были времена…
Источники:
Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губ на 1908 г. Пермь, типо-литография губернского правления 1908.
Справочная книга «Вся Пермь» на 1911 г. Издание И.И.Мацкевича. Пермь, электро-типография В.А.Чердынцева
Энциклопедический словарь ИСЛАМ НА УРАЛЕ. ИД Медина, Н.Новгород 2009
И.Загидуллин. Исламские институты в Российской империи. Казань, ТКИ 2007
Жизнь купецкая. Забытые страницы истории российского предпринимательства XIX - начала XX века - Нижний Новгород: НОВО, 2008
Консультации и помощь визуальным материалом SSC-форумчанина gorkill
Скала Дужной Камень - эталон Пермского периодаbyltyr:
Гарифулла Рахимов из Перми