С.Садыкова, музыкальное наследие

Mar 01, 2020 14:01




Дочь композитора и певицы С.Садыковой (1903-1986) Альфия Газизовна своими силами и на свои скромные деньги, а так же благодаря помощи музыкальной татарской интеллигенции, выпустила уже несколько сборников музыкального наследия своей мамы. Но сейчас вырисовалась проблема распространения этих сборников.
В представленный здесь сборник «Ил Кызы» (Дочь Родины) вошли 60 песен С.Садыковой. Издание адресуется профессиональным певицам, интересующимся творческим наследием композитора и музыкальным сокровищем татарского народа.
В нотной части сборник открывается сочинением не С.Садыковой, но арией «Сания» из одноименной оперы Султана Габаши. Почему произведение другого композитора вошло в этот сборник? Все просто, Султан Габяши написал партию Сании специально под уникальное колоратурное сопрано тогда ещё юной С.Садыковой.



Однако, премьера этой оперы состоялась в 1925 году без участия С.Садыковой. Конечно же молодая певица была известна Султану Габяши, именно знанием об особенностях её голоса и определил выбор композитора. Ещё в 1921 г. , в период учёбы в педтехникуме, С.Садыкова с успехом дебютировала как актриса и певица в роли Сахибджамал в благотворительном спектакле «Бүз егет» по пьесе К.Рахима. Тогда по рекомендации С.Габаши она была направлена на учёбу в Москву, где в 1922-28 гг обучалась вокалу в муз.ыкальном техникуме при Московской консерватории.



Участники постановки премьеры первой татарской оперы «Сания»
крайний справа С.Габяши, крайний слева Г.Айдарский,
наверху в центре С.Садыкова

В силу обстоятельств С.Садыкова не смогла принять участия в премьере «Сании» и её смогла подменить сестра Разия, с 1924 года обучавшаяся в казанском Восточном музтехникуме. Любопытно, что в год премьеры оперы «Сания» отцу сестер, Гарифу бабаю было 50 лет, вроде как юбилей, но тогда татары не отмечали свои «днюхи». И многие вообще не точно знали свой возраст. Но в одной из учебных анкет заполненных Разиёй осенью 1924 года, она указала возраст своего отца в 49 лет.
Что касается творчества собственно Биби-Сарá Садыковой, то носило оно патриотический характер, соответственные тексты песен были лучшими татарскими поэтами.
Поэтому в творческом наследии композитора немало песен прославляющих родные края в рамках советского административного деления Татреспублики.













Заинтересованные в приобретении и распространении сборников наследия С.Садыковой могут со мной связаться.




баш аурта, весна, Казань, издания, Сара Садыкова, персоналии

Previous post Next post
Up