Это правда - увидев Италию, я ее не увидел. Разве она могла так постареть, разве она такая одинокая и забытая? Италия, погруженная в сон, в воспоминания о былом величии, о былой красоте. Погруженная в себя, все равно, она прекрасна, но пять веков загадочных грез наполнили ее красоту странным ядом, он, проникая в сердце ее увидевшего, отравляет его мучительной и бесконечной тоской. Хочется ее встряхнуть, разбудить, крикнуть - очнись, наконец! Она удивленно и безучастно подымает голову, смотрит на вас невидящими глазами и лишь улыбается… Любуйся мною, что ты еще хочешь?..
Одна из героинь Антониони признается: Я бы хотела любить тебя больше или вовсе не любить… Она молода и красива, с душой затерявшейся в глубине веков… Она хотела бы остаться фантазией тех, кто безуспешно искал возвышенного. Но она могла бы догадываться, сколько за этим скрывалось страдания.
Путешествуя по Италии, я слишком уставал, и сердце устояло перед восторгом, замешанном на предчувствии непостижимого доселе одиночества. Я был слишком счастлив, чтобы почувствовать усталость. А ощущение собственного одиночества придавали особый вкус тому, что я успевал увидеть. Как я мог объяснить это своим друзьям, которые полагали, что только радость может владеть человеком здесь.
Почти через год мы с Сергеем Селивёрстовым сели за монтаж. Съемка мне казалась проваленной. Но ему удалось по-своему осмыслить отснятый мною материал. Это не Италия. Это Италия людей, сделавших монтаж фильма… Прошу прощение за посредственное качество.
Флоренция:
Сиена:
Сан-Джиминьяно:
Рим:
Click to view
И Венеция:
Click to view