Про эту эпичную стройку в Киеве написано много материалов. Кто хочет ознакомится -
вот ссылка на вики, в ней уже ссылки более подробно. Там схемы, карты, фото и прочие вкусности. Или гугль в помощь :)
Но подавляющие большинство материалов представляют собой современное состояние, которое весьма скудное.
А «товарищи»
reibert и
81412 провели работу в архивах и нашли фотоальбом, как это строительство выглядело после того, как Киев отбили от немцев. Слово
reibert:
Фото публикуются впервые! Альбом выполнен работниками Метростроя и показывает состояние и сохранность стройки №1 НКПС (сейчас более известное, как "Сталинское метро") после освобождения Киева, в декабре 1943 года. Порядок фотографий и все подписи к фотографиям аутентичны. Альбом заказан и отсканирован совместно с
81412. Источник - ЦДАГО, Ф.1, оп.23, спр.5202.
Картинки они залили на хостинг, который в России заблокирован, поэтому я их залил к себе на фтп. Местами курсивом дал свои комментарии к подписям, которые были взяты из альбома.
Оригинальный пост находится здесь.
1. Титул №3. Устье ствола шахты. Видны подшкивные балки копра, клеть, шахтная лебедка.(Я вижу вагонетку, лебедку шахтного подъема и клеть. Я сомневаюсь, что это устье, так как обычно лебедка от самого ствола стоит чуть в стороне, чтобы трос поднять на нужную высоту. Хотя в 40-е года могло быть по другому)
2. Титул №6. Общая панорама площадки титула. Левая часть панорамного снимка.
3. Титул №6. Общая панорама площадки титула. Правая часть панорамного снимка.
4. Титул №14. Бетонный завод, склад цемента и котельня (общий вид).
5. Титул №3. Фидерная подстанция.
6. Титул №3. Фидерная подстанция (подорванная часть).
7. Титул №6. Забетонированный участок тоннеля длиной 556 метров.
8. Титул №5. Компрессорная (внутренний вид).
9. Титул №5. Компрессорная (наружный вид).
10. Титул №4. Компрессорная (общий внутренний вид). Левая часть панорамного снимка.
11. Титул №4. Компрессорная (общий внутренний вид). Правая часть панорамного снимка. (Так как шли под сжатый воздухом, то компрессорная должны была быть очень мощная)
12. Тутул №5. Общая панорама (шахтная площадка и жилой поселок). Левая часть панорамного снимка.
13. Тутул №5. Общая панорама (шахтная площадка и жилой поселок). Правая часть панорамного снимка.
14. Тутул №6. Забетонированный участок тоннеля длиной 556 метров (вид в сторону т. №5).
15. Титул №14. Смонтированный на стапелях тоннельный щит №5. (Щит скорее всего станционный, диаметром 9,5 метра. Для железной дороги и её габарита тоннель должен быть большего диаметра, чем в метро.)
16. Титул №14. Тоннель-кессон (общий вид). (Напомню, что тоннель-кессон сооружали на поверхности, а потом вместе с щитами опускали на проектную глубину. Потом щиты выходили из него и строили тоннель по трассе.)
17. Титул №3. Компрессорная и воздуховоды к стволу.
18. Титул №3. Воздухосборники низкого и высокого давления.
19. Титул №4. Здание компрессорной (общий наружный вид).
20. Титул №4. Жилой поселок у шахтной площадки.
21. Титул №4. Лебедка шахтного подъема. (Обратите внимание, как уходит трос. Ствол рядом, но не прям около лебедки)
22. Титул №4. Бетонный завод.
23. Титул №4. Здание фидерной подстанции.
24. Титул №4. Здания трансформаторной подстанции и котельной.
25. Титул №4. Здания душкомбината, гидроаккумуляторной и конторы.
26. Титул №4. Общая панорама шахтной площадки.
27. Титул №5. Воздухосборники низкого давления и здания компрессорной.
28. Титул №14. Общая панорама шахтной площадки. Левая часть панорамного снимка.
29. Титул №14. Общая панорама шахтной площадки. Правая часть панорамного снимка.
Вот такие уникальные снимки того грандиозного строительства. Несмотря на то, что было принято решение достраивать эти тоннели, все так в итоге и бросили. Жалко.