Уроки истории: Храм-памятник Русской Славы в Лейпциге

Sep 05, 2024 13:22


Православие в Германии насчитывает более 300 лет и олицетворяет историю взаимоотношений между этой страной и Россией. Здесь проживает около 1,5 миллиона православных. Это третья по численности христианская конфессия после протестантской и католической. Около 120 русских православных приходов и богослужебных храмов, канонически подчинённых Московской Патриархии, действуют во многих немецких городах. Одним из красноречивых примеров исторического долгожительства является Свято-Алексиевский Храм-памятник в Лейпциге, посвящённый 100-летию победы в Лейпцигской битве над Наполеоном.



16 октября 1813г - первый день битвы под Лейпцигом, сражение у Вахау

«Битва последней надежды»

Так назвал историческое сражение (16 - 19 октября 1813 г.) под Лейпцигом полковник прусского генерального штаба барон Мюфлинг.

Осенью 1813 года Наполеон предпринял отчаянное усилие, чтобы сохранить свою власть над Европой, собрав под Лейпцигом 208 578 человек. 169 930 солдат были французами, большую часть составляла пехота, 36 361 - кавалерия, плюс 11 035 артиллеристов и 778 пушек.

Опасаясь не без оснований генерального сражения с французской армией под командованием Наполеона, союзники собрали значительно превосходящие силы - 400 135 человек (278 802 пехотинцев, 86 658 кавалеристов, 34 675 артиллеристов и 1 387 пушек). 40% сил коалиции составляла русская армия (160 005 человек), 30% выставили австрийцы (120 404 человек), 25% пруссаки (100 034 человек) и 5% шведы (19 642 человек).



Битва под Лейпцигом началась в 8 часов, сырым и холодным утром 16 октября 1813 года. В течение всего дня продолжались тяжёлые бои у деревень Либертвольквитц и Вахау. Они закончились лишь с наступлением темноты, когда стало невозможно отличить своих от врагов.

Сражение было столь тяжёлым, что 17 октября обе стороны остановили боевые действия - войскам требовался отдых. Кроме того, к союзникам шли подкрепления, и пауза была им очень выгодна.

Бой возобновился 18 октября. Армия Наполеона отступила чуть дальше от Лейпцига и укрепилась на новых позициях. Союзники получили более чем двукратное превосходство в силах и уверенно рассчитывали на победу. Но французский император был готов нести любые потери, лишь бы выиграть этот бой. Поэтому сражение 18 октября оказалось ещё более ожесточённым.

Французская армия, по разным оценкам, потеряла 70 - 80 тыс. солдат, из них примерно 40 тыс. убитыми и ранеными, 15 тыс. пленными, 15 тыс. захвачено в госпиталях, 325 орудий достались союзникам в качестве трофея. Ещё 15 - 20 тыс. немецких солдат перешли на сторону союзников.

Союзные войска потеряли до 54 тыс. убитыми и ранеными (более 22 тыс. русских,16 тыс. пруссаков, 15 тыс. австрийцев и 180 шведов).

«Рекорд» потерь в этом самом крупном и кровопролитном сражении наполеоновских войн был превзойдён лишь в годы Первой мировой войны.

Решающую роль в победе союзных армий сыграли действия русских войск, на которые легла основная тяжесть сражения.

История Храма-памятника Русской Славы



Свято-Алексиевскийхрам-памятник расположен на юго-востоке Лейпцига, где произошло одно из величайших сражений в истории Центральной Европы.

К 100-летию этой трагической даты в царской империи было принято решение построить храм-памятник на краю поля сражения на участке земли в 2,5 га, предоставленном городскими властями Лейпцига. Пожертвования собирались с 1907 года - как в России, так и в Германии. Первый камень в основание храма был торжественно заложен в декабре 1912 года, а в столетнюю годовщину битвы - 18 октября 1913 года состоялось торжественное освящение храма в присутствии военных делегаций стран-союзниц - короля Саксонии, немецкого кайзера и великого князя из России Кирилла Владимировича. Храм посвящён Святителю Алексию Митрополиту Московскому и построен петербургским архитектором В. А. Покровским (1871 - 1931) в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец была взята церковь Вознесения в Коломенском: высокая башня с позолоченным луковым куполом по древнерусскому образцу видна далеко за Лейпцигом.

Над порталом находится колокольня с 7 колоколами, отлитыми из орудий сражений 1813 года. Мозаичный образ Нерукотворного Спаса над кованными входными дверьми обрамляют позолоченные фигуры летящих ангелов.

Верхний храм высотой 35 метров и рукописными иконами (78 религиозных изображений в стиле русской деревянной архитектуры), где проходят богослужения, воссоздан в новгородском стиле. 18-метровый иконостас из тёмного дуба работы русского художника Л. М. Емельянова, ученика знаменитого Васнецова - самый большой в Европе. Он подарен храму Донским казачеством. И хоругви перед иконостасом, сделанные в виде боевых казачьих знамён, были нарисованы краской на кедровом дереве.

Слева от двери в иконописной стене находится икона Смоленской Божией Матери. От Оренбургских казаков храму передана в дар икона Св. Великомученника Георгия в большом резном киоте. Фонари выполнены в виде двуглавых орлов. Ещё одна драгоценность храма - огромная 800-килограммовая бронзовая люстра. Великолепное снаружи здание воспроизводит внутри атмосферу русского храма и культурно-исторического памятника одновременно.

Служить Богу и Отечеству



Настоятель Храма-памятника протоиерей Алексий Томюк

Таково кредо настоятеля Храма-памятника протоиерея Алексия Томюка. В нынешнем году исполняется 30 лет его бессменного служения. Он кандидат богословия, защитил диссертацию по кафедре истории философии в Ленинградской Духовной Академии. В 1993 - 1994 был научным сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, а в 1994-м указом Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви назначен настоятелем Русского Храма-памятника в Лейпциге.

Чем живёт сегодня уникальный памятник и его настоятель? Как отвечает на непростые вызовы современной «цивилизации»?

- Быть священником в России и здесь, в Западной Европе не одно и тоже, - считает отец Алексий. - Если ты служишь где-нибудь в русской провинции, где люди, даже если они не ходят в церковь, считают себя православными - это одно. И совсем другое дело здесь, где людям приходится порой проезжать сотни километров, чтобы попасть на богослужение. А ещё есть проблема неправославного окружения, смешанных семей и т.п.

Поэтому здесь те, кто ходят в храм регулярно, прекрасно понимают зачем и почему они в него идут. И мотив их не в том, что вокруг православное окружение, не в том что «все идут, и я иду». Приход к Церкви здесь - часто это личный осознанный выбор каждого человека.

Современное общество не всегда благосклонно к христианским ценностям, - сожалеет он. - Общество, как река тянет человека за собой. Смирение, прощение, терпение, скромность в последнее время как-бы уходят в прошлое. Как выжить в мире, увлечённом грехами? Что такое теперь хорошо и что такое плохо? Русская культура говорит о том, что зло, как в Библии, побеждается добром, терпением и прощением. Человеческий, земной фактор не должен доминировать над христианской, небесной истиной. Религия - дар Бога, чтобы человек жил праведно, не грешил.

Религия сама по себе не сможет сделать нас совершенными и удержать от грехов, если мы не пойдём путем праведности. Об этом я должен постоянно напоминать себе и другим, в проповеди или на исповеди.

- На ваши проповеди приходят люди разных национальностей и даже разных цветов кожи. Каков состав нынешних прихожан?

- Сегодня в храме бывает до 100 человек разного происхождения. И это не только православные верующие нашей церкви. Вообще люди разные - православные немцы, греки, румыны, болгары, сербы - они внимают Слову Божьему и верят ему. Неправославным немцам тоже нравится атмосфера нашей церкви. Кроме того, здесь наши соотечественники сохраняют духовную связь с Родиной, за которую мы переживаем и молимся. Храм - часть родного дома, где людям радостно бывать, или исповедоваться, приобщиться к Слову Божьему, встретить знакомого, поделиться радостями или горестями. Мы встречаемся на «воскресной школе», в которой можно больше узнать о православной вере или культуре, особенностях христианского образа жизни. Она важна и для детей, им надо приобщаться к духовному с детства.

- Но ваше служение православию не ограничивается Лейпцигом?

- На моём попечении приход в Хемнице и Галле. Люди тянутся к молитве и богослужению, и мой долг помогать им.

Вместо послесловия. В нынешнем «цивилизованном мире», когда тёмные силы вновь пытаются посеять вражду между странами и народами, развязывают захватнические войны, приводящие к уничтожению миллионов людей. Трагические события минувших веков - красноречивое тому подтверждение. Именно поэтому в наши дни христианские ценности приобретают особое значение и смысл. Об этом следует помнить и знать. История красноречиво свидетельствуют о том, что именно России принадлежит выдающаяся роль в обуздании агрессоров, в восстановлении мира и справедливости на всей земле.

Previous post Next post
Up