Елена Образцова. Фото: Фонд Елены Образцовой
Испанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен в истории оперы, американцы - лучшей Амнерис в «Аиде». Сама она больше всего любила свою роль Марфы из «Хованщины». Но поклонники и любители оперы называли певицу просто: Елена Великая. 7 июля исполняется 85 лет со дня рождения звезды русской и мировой оперы.
«Будешь петь в фойе кинотеатров перед сеансами»
Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. Её отец был инженером и с началом войны ушёл на фронт. Семья осталась в блокадном Ленинграде. Будучи в то время совсем маленькой, Лена на всю жизнь запомнила ужасы блокадного города: трупы на улицах, которые не убирались. Сначала это было страшно, а потом к ним привыкли и просто перешагивали. Постоянный голод, когда всё, что нашлось в доме из натуральной кожи - ремни, сумки, - варилось, чтобы быть использованным в пищу. Только в 1943 году девочку с сестрой, мамой и бабушкой эвакуировали в Устюжну Вологодской области.
Когда после эвакуации семья Образцовых вернулась обратно в Ленинград, их квартира оказалась занятой - им пришлось даже выкупать собственные вещи. Но главное, что удалось вернуть в целости и сохранности, - большой альбом с грампластинками, на которых были записаны арии в исполнении знаменитых итальянских теноров. Этот альбом отец привёз из командировки в Италию в конце 30-х годов. Всё своё школьное детство маленькая Лена делала уроки под пение итальянцев, чем доводила до истерики соседей по коммунальной квартире.
Уже в школе Елену называли «Ленка-артистка» - посмотрев в пять лет трофейный фильм «Большой вальс», девочка решила, что тоже будет петь на сцене. В 9 лет она вместе с подружками пошла на прослушивание в детский хор Ленинградского дворца пионеров. Подружек взяли, а будущую звезду мировой оперы - нет. Но маленькая Лена так отчаянно рыдала от горя, что педагоги сжалились и в хор всё-таки приняли.
Впрочем, и в семье Елены музыка занимала почётное место: отец играл на скрипке, обожал исполнять романс «Очи чёрные», а дядя прекрасно пел арию из оперы «Князь Игорь» Бородина. Казалось бы, родители должны были только поощрять увлечение дочери пением. Но нет. Отец был непреклонен: говорил дочери, что она опозорит семью и в лучшем случае будет петь в фойе кинотеатров перед сеансами. Когда Елена втайне от отца поступила в Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, он год с ней не разговаривал.
Успех к молодой певице приходит очень быстро. Уже в 1962 году она побеждает на Всесоюзном конкурсе молодых вокалистов им. М. И. Глинки. А всего год спустя она, студентка консерватории, дебютирует на сцене Большого театра, и сразу в роли Марины Мнишек, которая в будущем станет одной из её коронных ролей. Как рассказывала в интервью Елена Образцова, она вышла на сцену без единой оркестровой репетиции, точнее, её буквально вывели под руки, поскольку будущая звезда была в полуобморочном состоянии от волнения. На выпускном экзамене в консерватории певица Образцова получила пять с плюсом и тут же была принята в качестве солистки в Большой театр, минуя стажёрскую группу.
Сама Образцова, говоря о своей карьере, вспоминала, что в молодости и слова такого не знала - карьера, сделать карьеру. «Я лишь занималась как сумасшедшая: много читала, учила, слушала. Всё делала, чтобы выразить то, что из меня рвалось, из моей души», - так она описывала свой профессиональный путь.
Читайте также:
«Всесокрушающий потрясатель». В чём был секрет успеха Фёдора Шаляпина Душа Кармен
В 1974 году в Испании широко отмечали столетие знаменитой оперы «Кармен». В Барселоне шёл оперный фестиваль, в котором зрители могли увидеть сразу четыре версии спектакля с разными исполнительницами главной роли. Одной из них была Елена Образцова. Оперу с русской певицей в главной роли ставил известный итальянский режиссёр Франко Дзеффирелли. Сам режиссёр признавался, что в его жизни было три главных потрясения: встреча с оперной певицей Марией Каллас, встреча с итальянской актрисой Анной Маньяни и встреча с русской звездой оперы Еленой Образцовой.
И вот их совместная постановка «Кармен». По воспоминаниям Образцовой, ей не хватало в образе страстной испанки какой-то детали, важной точки, чтобы окончательно выстроить рисунок роли. «Опишите вашу Кармен одним словом», - попросила она режиссёра. Тот вместо слов внезапно…укусил её за плечо. Вот - Кармен! «Я сразу поняла: Кармен - это пантера такая, которую все хотят, все боятся, и делает она всё, что вздумает». Елена сняла туфли и запела на сцене босиком. Спектакль стал сенсацией, а Образцову в Испании признали лучшей Кармен в истории оперы. Потом она говорила, что в тот момент и состоялся её настоящий дебют на оперной сцене, когда она почувствовала, что это не Елена Образцова поёт, а сама Кармен. «Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен», - описывала она своё состояние. И только потом как в полусне до неё донеслись овации зрителей и крики «браво!».
Елена Образцова - Кармен. Фото: Культурный центр Елены Образцовой
Но однажды именно «Кармен» стала причиной серьёзной неприятности в жизни певицы. Исполняя свою роль, она неудачно упала на сцене и сломала руку - так, что закричала от боли. За кулисами руку заморозили уколом, наложили шину, и Елена отправилась доигрывать четвёртый акт. А сразу после окончания её прямо в концертном платье отвезли в больницу.
Сама Образцова во многих интервью подчёркивала, что для неё на первом месте всегда была её работа. Себя она называла то ли в шутку, то ли всерьёз «рабом своего искусства» и говорила, что пение для неё - всё. По её словам, хотя пение - это колоссальная нагрузка, оно всё же не опустошает артиста целиком, а наоборот, помогает восполнять энергию.
Читайте также:
Знай наших! Давид Ойстрах - музыкант от Бога Секретное оружие
В 1975 году русская прима произвела фурор в США. На гастролях Большого театра давали оперу «Борис Годунов», где Образцова пела Марину Мнишек. Но в середине спектакля его пришлось остановить: певице устроили такие овации, что пять раз вызывали её на бис!
В 1976, когда Елена Образцова уже выступала в нью-йоркской Метрополитен-опера в качестве приглашённой солистки, её Амнерис в «Аиде» Джузеппе Верди вызвала сенсацию, так же, как и Далила в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса. Театральные критики с восторгом писали о необыкновенном голосе Образцовой, которая легко и без какого-либо напряжения поёт арии в диапазоне две с половиной октавы. Её статус мировой звезды окончательно утвердился на много лет вперёд.
Министр иностранных дел СССР Андрей Громыко называл Елену Образцову «секретным» оружием МИДа, которое легко открывает все двери на Западе. Понятно, что во времена СССР большую часть своих заработков оперная дива должна была отдавать государству. Но в отличие от многих других советских звёзд, которые после развала СССР высказывали многочисленные претензии за свои недополученные деньги, Образцова говорила лишь о благодарности: «Я была счастлива. Господь дал мне бесплатно талант, я бесплатно пою, да ещё государству помогаю. Клянусь, так и думала: не продаю свой талант, а пою в благодарность Господу Богу».
«Вношу лепту во славу моего Отечества»
Елена Образцова всегда была желанной гостьей на всех лучших мировых оперных площадках, дружила со многими звёздами - Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье. Но особое место в её сердце занимала русская музыка. Её любимейшей оперной партией была Марфа из «Хованщины» Мусоргского. Она говорила, что и сама опера гениальна, и Марфа - потрясающая женская натура, готовая ради веры и чувства идти в огонь. Пела Любашу в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Графиню в «Пиковой даме» Чайковского. Композитор Георгий Свиридов специально для Образцовой написал вокальный цикл «Десять песен на стихи Александра Блока» и ещё одно произведение «Отчалившая Русь» на стихи Есенина.
«Каждый раз, когда я пела на главных сценах мира и получала овации, всегда радовалась: вношу лепту во славу моего Отечества. Особенное было счастье, когда исполняла русские оперы. Гордилась: мы славим свою музыку, своих композиторов», - признавалась она.
Читайте также:
«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову Образцова считала себя хранительницей традиций русской классической оперы, не принимая новаторских экспериментов, зачастую граничащих с безвкусицей и пошлостью. Начиная с 1973 года и до 1994-го, она преподавала в Московской консерватории. А в своих интервью всегда подчёркивала, что даже таланта ещё недостаточно, чтобы дорасти до статуса звезды: «Нужен не только голос, а и желание учиться, знание литературы, истории, живописи, я уж не говорю о музыке. Если на сцену выходит человек даже с хорошим голосом, но пустой внутри, его и не слушают. Надо много знать, пережить, увидеть».
Успеть передать своё видение музыкального искусства молодёжи стало для Елены Васильевны одним из главных дел второй половины жизни. В 2011 году она создаёт благотворительный фонд музыкального искусства - ныне Фонд Елены Образцовой, который занимается поддержкой талантливой молодёжи и ветеранов оперной сцены. Важно, что и сегодня эта деятельность успешно продолжается: в этом году на Международном конкурсе юных вокалистов Елены Образцовой соберутся почти 200 певцов из многих стран мира.
…Однажды Елену Образцову спросили, не надоела ли ей опера? «Это все равно, что спросить - вам надоел Бог? - ответила она. И добавила: «Музыка и Бог - это одно и то же».
Читайте также:
«Посвящение Елене Образцовой»: имя великой певицы объединяет поклонников оперы по всему миру