Рихтер. От первого лица

Mar 20, 2015 15:10


20 марта исполняется 100 лет со дня рождения крупнейшего пианиста современности Cвятослава Рихтера, современниками и соплеменниками которого нам посчастливилось быть. Он во многом отличался от других - уникальной манерой исполнения и абсолютной бескомпромиссностью. Рихтер был, наверное, единственным за всю историю музыкального исполнительства пианистом, который никогда не преподавал, играл только то, что хотел и только так, как хотел.

Детство и опера

В доме Рихтеров всегда звучала музыка, и маленький Святослав с детства слышал звуки фортепиано. Кажется, мальчик не получал достаточного внимания от своего отца Теофила Даниловича Рихтера, который всё своё время и силы отдавал платным ученикам, чтобы прокормить семью. В 1922 году Рихтеры переехали в Одессу, где Теофил Данилович четверть века проработал преподавателем Одесской консерватории и органистом оркестра Одесского оперного театра.

Слава начал учиться игре на фортепиано и композиции дома. Однако с родителями, как это часто бывает, не сложились педагого-ученические отношения. Занимался он в основном сам, иногда под надзором мамы или отца, который периодически удивлялся, почему сын не играет привычных для всех музыкантов упражнений.

Вместо этюдов и гамм Слава, по собственному признанию, сразу начал учить Первый ноктюрн Шопена. Мама Анна Павловна защищала сына: пусть занимается, как хочет. И он играл всё, что хотел, особенно любил проигрывать насквозь клавиры опер - это увлечение осталось у Рихтера на всю жизнь. «У меня была страшная тяга к театру, - вспоминал он в интервью французскому телевидению, - и в 15 лет я начал аккомпанировать в сборных концертах, ездил по клубам, стал зарабатывать, однажды заработал даже мешок картошки. Три года проработал во Дворце моряков, а потом меня взяли в оперу. На опере я воспитался».

Затем молодой человек устроился на работу в Одесский театр, правда, не в оперу, а в балет. Уже тогда он выработал свой стиль аккомпанемента, подражая оркестровому звучанию. «Каждый раз я играл, как на концерте: я исполнял», - вспоминал он. Однако Рихтер выбрал (а он мог себе это позволить) именно фортепианное искусство. Почему - он пишет в своих воспоминаниях: «В семнадцать лет я вдруг почувствовал, что фортепиано - очень хорошая вещь. Это было странно... Я летом находился в Житомире, и туда приехал Ойстрах с Топилиным. Я пошел на этот концерт, и мне было немножко скучно на таком чисто музыкальном концерте, ведь я был отравлен театральностью, мне нужны были декорации, сюжет... Но на концерте меня сразила Четвертая баллада Шопена, Топилин её играл. Вероятно, тут имел значение возраст: в семнадцать лет это особенно действует». Так, благодаря Всеволоду Топилину, Рихтер окончательно решился стать пианистом.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


музыка, юбилей, культура, Святослав Рихтер

Previous post Next post
Up