Сочинение-2015: в поисках утраченного жанра

Sep 22, 2014 13:17


Каким будет и каким может стать выпускное сочинение, которое возвращают в школу в этом году?

Они приходят по вторникам: Дима и Вика. Вика беспомощно улыбается и закатывает глаза. Она мастерски рассуждает о взаимопомощи, героизме и нравственном выборе - в её школьной тетрадке есть картонка с шаблоном. В 9-м классе она сдала ГИА на отлично, в 11-м - неплохо сдала бы ЕГЭ. Но у Вики беда: через три месяца ей придётся писать сочинение. В свои семнадцать лет Вика не читала ни одного художественного произведения. «Ну как это? - волнуется Дима. - А “Гарри Поттера”, а “Стальную крысу”, а серию “Сталкер”?» Сам Дима читал «даже Пруста и Ремарка», но совершенно не понимает, что за экзамен ждёт его в декабре и пригодятся ли ему там Пруст и Ремарк.

История вопроса такова: школьников и их родителей впервые заставили испугаться Наталия Солженицына, президент Русского национального фонда Александра Солженицына, и советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой. Они публично выразили озабоченность тем, что дети растут косноязычными, не умеют выражать свои мысли, и заговорили о возвращении в школу выпускного сочинения. Вскоре, 12 декабря 2013 года, в президентском послании Федеральному Собранию была обозначена задача: «принять меры по совершенствованию ФГОС, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учёта при оценке… результатов… сочинения».

Сочинение без пафоса

Мамы и папы современных одиннадцатиклассников ещё отлично помнят времена, когда из конверта на экзамене доставали три-четыре темы: первую - по литературе начала XIX века, вторую - по второй его половине, третью - по произведениям XX века и четвёртую - «для самоубийц» - свободную. Писать её людям, рассчитывавшим на хороший результат, категорически запрещалось.

А вот старшие братья и сёстры выпускников сдавали уже совсем другой экзамен: 300 тем сочинений были опубликованы в «Учительской газете», полки книжных магазинов оккупировали брошюры и методички с готовыми работами, и набившие карманы шпаргалками старшеклассники искренне смеялись над формулировками типа «Береги честь смолоду» (по произведениям художественной литературы и личным впечатлениям) или «Красота человеческого поступка» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).

Парадокс в том, что ни та ни другая работа не были сочинением. Ученик чётко знал, что можно и что нельзя писать, сколько литературоведческих терминов на абзац текста надо употребить и какие элементы «анализа текста» продемонстрировать.

У пяти направлений, предложенных выпускникам в 2015 году, есть одно неоспоримое достоинство. Они не требуют пафоса, фальши и пустословия. Они предлагают поразмышлять над тем, что ещё волнует современного выпускника, - по крайней мере если почитать его посты в соцсетях. Именно об этом неуклюже пишет там большинство школьников: о недопонимании с родителями, о том, что помогает и позволяет жить, о хрупких остатках природы и, увы, о войне.

Cочинение-2015 уже сейчас зовут не выпускным, а «допускным». Получивших по нему незачёт не допустят к сдаче ЕГЭ. Апелляции не будет, но будут две попытки работу переписать. Каждый выпускник при поступлении в вуз имеет право вложить написанное им сочинение в портфолио. Вузы будут сами решать, какой оценки достойно сочинение выпускника по разработанным каждым вузом правилам учёта результатов сочинения.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


школа, литература, сочинение, Россия, экзамен, образование, ЕГЭ

Previous post Next post
Up