Каким будет и каким может стать выпускное сочинение, которое возвращают в школу в этом году?
Они приходят по вторникам: Дима и Вика. Вика беспомощно улыбается и закатывает глаза. Она мастерски рассуждает о взаимопомощи, героизме и нравственном выборе - в её школьной тетрадке есть картонка с шаблоном. В 9-м классе она сдала ГИА на отлично, в 11-м - неплохо сдала бы ЕГЭ. Но у Вики беда: через три месяца ей придётся писать сочинение. В свои семнадцать лет Вика не читала ни одного художественного произведения. «Ну как это? - волнуется Дима. - А “Гарри Поттера”, а “Стальную крысу”, а серию “Сталкер”?» Сам Дима читал «даже Пруста и Ремарка», но совершенно не понимает, что за экзамен ждёт его в декабре и пригодятся ли ему там Пруст и Ремарк.
История вопроса такова: школьников и их родителей впервые заставили испугаться Наталия Солженицына, президент Русского национального фонда Александра Солженицына, и советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой. Они публично выразили озабоченность тем, что дети растут косноязычными, не умеют выражать свои мысли, и заговорили о возвращении в школу выпускного сочинения. Вскоре, 12 декабря 2013 года, в президентском послании Федеральному Собранию была обозначена задача: «принять меры по совершенствованию ФГОС, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учёта при оценке… результатов… сочинения».
Сочинение без пафоса
Мамы и папы современных одиннадцатиклассников ещё отлично помнят времена, когда из конверта на экзамене доставали три-четыре темы: первую - по литературе начала XIX века, вторую - по второй его половине, третью - по произведениям XX века и четвёртую - «для самоубийц» - свободную. Писать её людям, рассчитывавшим на хороший результат, категорически запрещалось.
А вот старшие братья и сёстры выпускников сдавали уже совсем другой экзамен: 300 тем сочинений были опубликованы в «Учительской газете», полки книжных магазинов оккупировали брошюры и методички с готовыми работами, и набившие карманы шпаргалками старшеклассники искренне смеялись над формулировками типа «Береги честь смолоду» (по произведениям художественной литературы и личным впечатлениям) или «Красота человеческого поступка» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).
Парадокс в том, что ни та ни другая работа не были сочинением. Ученик чётко знал, что можно и что нельзя писать, сколько литературоведческих терминов на абзац текста надо употребить и какие элементы «анализа текста» продемонстрировать.
У пяти направлений, предложенных выпускникам в 2015 году, есть одно неоспоримое достоинство. Они не требуют пафоса, фальши и пустословия. Они предлагают поразмышлять над тем, что ещё волнует современного выпускника, - по крайней мере если почитать его посты в соцсетях. Именно об этом неуклюже пишет там большинство школьников: о недопонимании с родителями, о том, что помогает и позволяет жить, о хрупких остатках природы и, увы, о войне.
Cочинение-2015 уже сейчас зовут не выпускным, а «допускным». Получивших по нему незачёт не допустят к сдаче ЕГЭ. Апелляции не будет, но будут две попытки работу переписать. Каждый выпускник при поступлении в вуз имеет право вложить написанное им сочинение в портфолио. Вузы будут сами решать, какой оценки достойно сочинение выпускника по разработанным каждым вузом правилам учёта результатов сочинения.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ