Русская Венеция

Sep 08, 2014 20:09


Светлана Хохрякова - о получившей «Серебряного льва» в Венеции новой картине Андрея Кончаловского и о русской теме на престижном кинофестивале.

Жюри 71-го Венецианского кинофестиваля, возглавлял которое композитор Александр Депла, присудило «Серебряного льва» за режиссуру Андрею Кончаловскому. Его картина «Белые ночи почтальона Тряпицына» участвовала в конкурсе. Главную награду «Золотой лев» отдали шведской картине «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» режиссёра Роя Андерссона, в которой очень неожиданно прозвучала русская тема.

Кончаловский представлял картину в полном одиночестве. Кажется, такого не было ни у кого. Его проход по звёздной дорожке в сопровождении жены, а также министра культуры Владимира Мединского выглядел не очень торжественно. Не хватало радости, которую всегда вносит присутствие актёров. Герои его картины - жители архангельской деревни. Их отсутствие на фестивале Андрей Кончаловский объяснил так: «Было бы неправильно, если бы мои герои оказались здесь. Как если бы я снимал львов или аборигенов Австралии, а потом привёз их на фестиваль. Это было бы неуважение к ним. Они были бы в шоке. Их бы все снимали, они бы выпали из своей реальной жизни. Это бесчеловечно, неправильно. У меня был такой опыт, когда я представлял на Берлинском кинофестивале “Киномеханика Сталина” и привёз туда настоящего киномеханика Сталина. Он был так потрясён количеством колбасы и сёмги, так много ел, что умер через десять дней».

Фильм рассказывает о жизни сельского почтальона из Архангельской области, а сыграл его реальный почтальон Алексей Тряпицын. С непрофессиональными актёрами Кончаловский уже работал, когда снимал в Горьковской области «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Великолепные пейзажи Архангельской области запечатлел оператор Александр Симонов, работавший с Алексеем Балабановым. Музыку написал Эдуард Артемьев. В фильме снималась только одна профессиональная актриса из Екатеринбурга Ирина Ермолова. Она сыграла одноклассницу главного героя - почтальона Лёхи Тряпицына. Сам метод работы Кончаловского многих заинтересовал в Венеции. Группа приезжала на площадку, не зная, что будет снимать. Скажем, поступала информация, что один из героев - деревенский житель Витя Колобок - пьяненький, и группа бежала его снимать. Как говорит Кончаловский, главное - найти людей, которые представляют интересный человеческий тип. Ему важно было снять кино, в котором зритель не почувствовал бы игры. Впервые, по его словам, он был свободен, прежде всего от денег. Фильм малобюджетный и, по словам режиссёра, сделан на коленке. Он был свободен от сценария, который написал уже во время монтажа картины. По ходу съёмок его создавали сами артисты. И от них, как выясняется, Кончаловский тоже был свободен. Ему важны были люди как таковые. «Я ничего не хотел показать, кроме того, что является сегодня жизнью бывшего русского крестьянина, потому что сегодня класса крестьянства не существует. Показать жизнь этих людей и понять, за что их можно любить», - расскажет он в Венеции. Уже на месте выяснилось, что Алексей Тряпицын живёт недалеко от Плесецка, откуда запускают ракеты. Поэтому в кадре появилась взлетающая ракета. И тут же возникают мысли: с одной стороны - полный развал в деревне, а с другой - освоение космоса. Пожалуй, слишком лобовое сопоставление.

Андрей Кончаловский приезжал в Венецию не раз. В 1962-м он представлял здесь курсовую работу «Мальчик и голубь». Тогда же «Золотой лев» за дебют достался «Иванову детству» Андрея Тарковского, сценарий которого написан совместно с Кончаловским. Полнометражный дебют самого Андрея Сергеевича - «Первый учитель» - участвовал в конкурсе Венецианского кинофестиваля в 1966 году. А в 2002-м Кончаловский вновь приехал сюда и получил Гран-при за «Дом дураков».
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Италия, культура, Венецианский кинофестиваль

Previous post Next post
Up