Выходной в День семьи, любви и верности?

Jul 08, 2014 14:45


Внесение новых праздников в календарь - дело непростое, хлопотное, а главное - долгое. Сегодня трудно в это поверить, но когда-то и давно привычное Восьмое марта, как к нему ни относись, считали исключительно спущенной сверху инициативой высокого начальства. Человек по природе своей консервативен, а порою и просто откровенно ленив - и не в последнюю очередь этим объясняется трудное «вживление» в календарь Дня России. С Днём Петра и Февронии Муромских происходит нечто похожее. Тем более что - чего таить греха - за семьдесят с лишком лет насильно насаждавшегося сверху атеизма от церковных праздников Россия просто отвыкла, и единственное исключение (так и не вырванная с корнем Пасха) только подтверждает общую закономерность.

То, что этот праздник в нашем обиходе появился, - факт, безусловно, положительный. Но ясно и то, что результаты будут очевидны далеко не сразу. Если переходить на язык экономики, День семьи, любви и верности - это долгосрочные духовные инвестиции. Как говорят финансисты, «длинные деньги». И как бы ни хотелось иметь все результаты «здесь и сразу» - ничего не выйдет.

Государство новому празднику откровенно благоволит - всё больше в разных городах ставится памятников Петру и Февронии, на торжества в Муром съезжаются начальники всех мастей, гремят оркестры, произносятся очень правильные слова... А что в остатке? Пётр и Феврония - из числа самых близких и привлекательных для простого человека святых русского пантеона, и если кому-то не слишком близки канонические строки церковных житий, пусть вслушается в звуки оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Это, конечно, не строго церковная Феврония, но самую суть её характера композитор - сколько бы он ни ссылался на условность своих религиозных убеждений - схватил верно. И явно неспроста великий русский музыкант Евгений Светланов относился к этой опере как к Божественной литургии русской красоты и русского характера.

День семьи, любви и верности - ни светские, ни духовные лица этого особо не скрывали - был задуман как некая альтернатива якобы чуждому нашей культуре Дню влюблённых, Дню святого Валентина. Оставим конфессиональные тонкости - хотя нелишне было бы вспомнить, что в те дни, когда жили оба Валентина - раннехристианских мученика, давших имя празднику, - ни католицизма, ни православия ещё не существовало.

Кроме того, чисто молодёжная направленность Дня святого Валентина несомненна. А вот о возрасте Петра и Февронии сведений очень мало - то ли и вправду молодожёны, то ли русские - смотри древнегреческий миф - Филемон и Бавкида. Кроме того, самые въедливые нет-нет да задают и вовсе «крамольный» вопрос: коль скоро Пётр и Феврония были такой уж идеальной парой, то почему Господь не дал им детей? Но самое главное тут, на мой взгляд, в ином: ни одно великое дело, великое начинание не может возникнуть из «против», из - тем более! - «назло». В коренной первооснове должен быть не минус, а плюс.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


праздник, Пётр и Феврония Муромские, общество, День семьи, Россия

Previous post Next post
Up