«Умру - знайте, розы не приносите». Слова и дела Эдуарда Шеварднадзе

Jul 08, 2014 12:14


На него покушались бесчисленное количество раз. В девяностые в Грузии ходила легенда: «Слышали, опять на Эдика охотились?» «И кого он назначил охотником?» - иронично спрашивали обыватели, сбившиеся со счёта от числа терактов, имевших целью убийство Шеварднадзе. Однако в иронии ответа зашифрован характер политика. Вся Грузия знала, что теракты против Шеварднадзе были поставлены на поток, но никто не знал и теперь не узнает, какие из них были «настоящими», а какие из них организовал сам Эдуард Шеварднадзе. А в терактах были резоны: покушения на себя любимого у Старого Лиса (кличка Шеварднадзе, которой он гордился) были одним из способов выживания - политического и физического. После них он, как правило, закручивал гайки, сворачивал реформы или наоборот: начинал их непопулярную часть, а вместе с новациями «легитимно» снимал с должностей или ссылал неугодных или просто опасных для него конкурентов.

Так он проиграл две войны - абхазскую и первую осетинскую, но уцелел как политик и оставался президентом-долгожителем на постсоветском пространстве. А ещё - знаковой фигурой в глазах мировой общественности - соратником Михаила Горбачёва, объединителем Германии. Президентом Грузии он был с 1995 по 2003 год. До этого - министр МВД Грузинской ССР (1965-1972), первый секретарь ЦК КП Грузии (1972-1985), глава МИД СССР (1985-1990).

Впрочем, его не только любили. До сих пор его люто ненавидит российская патриотическая оппозиция: за то, что «слил Германию» и за её объединение не выторговал у НАТО его роспуск «за потерей смысла существования». Вместо этого началось расширение НАТО на Восток, что, как теперь все понимают, было следствием сочетания наивности и непрофессионализма Горбачёва и Шеварднадзе, веривших на слово западным партнёрам, как теперь даже в высокой политике принято выражаться, кинувших их, как первоклассников. А ещё, увы, история с Германией и НАТО - следствие некомпетентности главы МИД СССР, не говорившего ни на одном иностранном языке. Кроме русского - с густым кавказским акцентом.

Не любила его и грузинская оппозиция. За то, что «советский», а потом - «пророссийски» ориентированный политик. За то, что семья и внучка живут и делают карьеру в Москве. Однако чего у него было не отнять - воли. Став во всём «бывшим», Эдуард Шеварднадзе не раз признавал, что сожалеет о двух вещах - о том, что поверил, что с США можно дружить, в то время как надо «просто тщательно работать». Но самое его большое разочарование - Саакашвили. «Я сожалею о том, что мирно передал власть Михаилу Саакашвили. Самым большим грехом перед народом и перед страной является то, что я передал ему власть. Я признаю свою ошибку и извиняюсь перед народом», - заявил Шеварднадзе в 2012 году.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Шеварднадзе, Грузия, дипломатия, политика, перестройка, МИД

Previous post Next post
Up