О том, почему киргизы лучше других жителей Средней Азии говорят по-русски, о языковых приоритетах и нужде в многоязычии в интервью «Русскому миру» рассказывает премьер-министр Киргизии Джоомарт Оторбаев.
- Весной 2013 года в Киргизии вступил в силу указ, по которому все законы, включая нормативные акты местных органов власти, теперь пишутся на государственном - киргизском - языке. Теперь русскоязычный гражданин, а в республике проживают около семидесяти национальностей, не говорящий по-киргизски, ущемлён в своих правах?
- Нет, конечно. Русский язык был и остаётся официальным языком нашей страны. То есть языком, на котором ведётся и официальное делопроизводство. Мы понимаем важность русского языка как средства межнационального общения. Мы понимаем, что русский язык - это выход в цивилизационное пространство, культуру, науку, образование и иные сферы. Именно поэтому он изучался и будет изучаться киргизами. И заметьте: русский язык в Киргизии на протяжении всего периода независимости имел и имеет статус официального, то есть мог употребляться наряду с государственным киргизским. Но тем не менее сегодня мы нацелены на более интенсивное развитие государственного языка и его более широкое внедрение в официальное делопроизводство.
- Чем это вызвано именно сейчас?
- Это нормально для страны, где киргизский язык - государственный. Власти страны основной задачей своей языковой политики ставят распространение киргизского языка, в первую очередь в сфере государственной службы. В органах государственной власти мы должны использовать киргизский язык более активно, чем раньше. В этом направлении предстоит очень много филологической и организационной работы в части унификации и приспособления киргизского языка к законодательным понятиям, более активного продвижения государственного языка в делопроизводство. Наша парадигма языковой политики - первым языком должен быть киргизский, затем у нас идёт русский язык.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ