Если окинуть взглядом любой большой город - Москву, Нижний Новгород или Петербург, - мегаполисы осознали, что в них живут и инвалиды. Почти все крупные магистрали и подземные переходы оборудованы специальными ступеньками и даже лифтами для больных людей и детских колясок. Например, на Минском, Варшавском и Ярославском шоссе в Москве подземные переходы изменили свой внешний облик. Ради инвалидов в ступени вмонтированы не только мини-рельсы для подъёма детских или инвалидных колясок, но кое-где построены мини-лифты. И их число продолжает расти.
Забота для отчёта
Но вот беда: ни инвалидные, ни детские коляски не вписываются в выстроенную колею - она где-то значительно шире, чем надо, где-то уже. Приходится детскую коляску катить-тащить на одном колесе. Второе болтается в воздухе. А как поднять инвалида? Ведь их, как правило, сопровождают близкие. И далеко не все из них отличаются богатырской силой или тренированностью мускулов. Остаются, как спасательный круг, лифты. Но они не работают со дня строительства. К тому же вход в них спроектирован так, что если человек соберётся войти в лифт, то будет стоять спиной к шоссе, которое круглые сутки как улей. И здоровому-то человеку неприятно не видеть, что у него творится за спиной на дороге. Что уж говорить об инвалиде, который лифтом пользуется раза в два-три медленнее человека здорового?
Ещё хочется спросить установщиков этих лифтовых кабин: а как вход в них соотносится с правилами дорожного движения и элементарной безопасностью? Думаю, примерно так, как показная забота об инвалидах - с отношением к здоровым людям. Сегодня если подниматься по ступеням обновлённых подземных переходов, то справа проход ограничивают мини-рельсы, слева - лифт. И в часы пик поток людей сверху давит на тех, кто поднимается снизу. Тесниться и толкаться приходится всем, хотя пространство лифта и мини-рельсы, несоразмерные пространству перехода, пустуют.
От такой «заботы» плохо всем. Может, поэтому у нас - инвалиды, а на Западе - люди с ограниченными возможностями здоровья? Охота думать, что первые неудачные опыты заботы об инвалидах - это лишь начало осознания того, что общество - оно разное и с разными возможностями. Ведь смогли же городские власти по всей стране осознать, что велосипедистам, как и пешеходам, тоже нужны специальные дорожки? Ведь смогли же пешеходные спуски в парках, городских дворах, при отелях и торговых центрах оборудовать так, что они удобны и инвалидам, и детским коляскам? При этом они не мешают ни обычным прохожим, ни автомобилям. А главное, ширина рельсов совпадает с шириной колёс детской коляски.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ