В Театре им. Моссовета в Москве идёт «Укрощение строптивой». Спектакль привёз Тeatro Stabile Napoli в постановке Андрея Кончаловского - на итальянском языке с русскими субтитрами. Итальянцы мечтали побывать в экзотичной для них России. А в лондонском Театре Уиндема идут гастроли Театра им. Моссовета. Театр даёт чеховские спектакли Кончаловского «Три сестры» (2012) и «Дядя Ваня» (2009) на русском языке с английскими субтитрами. Само это путешествие, по словам Андрея Кончаловского, - дорогое удовольствие. И вряд ли бы вояж состоялся, если бы не «перекрёстный» Год культуры Великобритании и России.
В Лондоне спектакли показывают так, как они и задумывались: один продолжает другой, плавно в него перетекая, примерно в том же актёрском составе, в идентичных декорациях и костюмах, в пространстве, созданном Рустамом Хамдамовым. Зритель может посмотреть «Дядю Ваню» утром, а вечером прийти на «Трёх сестёр». Таков был замысел Кончаловского.
В «Укрощении строптивой» Teatro Stabile Napoli Катарину играет известная итальянская актриса Маша Музи, Петруччо - Федерико Ванни. Музи работала с Эймунтасом Някрошюсом, который в последние годы руководит театром в итальянской Виченце, сыграла у него в нескольких спектаклях. Одна из её наиболее ярких ролей - Анна Каренина. По словам Кончаловского, роль Катарины Маше далась не сразу, из-за чего она страшно нервничала. Режиссёр посоветовал ей встать на голову и делать всё абсолютно иначе, так, как она даже не представляла. Музи сделала невозможное, и всё пошло. Интересно, что и в работе с русскими актёрами Кончаловский натыкался на сопротивление материала. Никак не мог найти подход к Александру Домогарову, ломал его. Хотя сам Кончаловский такую постановку вопроса отвергает. Он считает, что никого и никогда не ломает. Но у артистов своё самоощущение и понимание специфики работы на сцене. По словам Кончаловского, самая главная проблема, которая встаёт перед постановщиком «Укрощения строптивой», - это создание образа Петруччо. Ведь в нашем представлении он непременно мачо и грубиян, мужик с улицы. Перед Кончаловским всё время возникал образ итальянского комика Альберто Сорди - толстого, лишённого талии, с большим задом и при этом - гениального ребёнка. В конце концов пришло решение, что Петруччо должен походить на оленя или дельфина. Постепенно персонажи зажили своей жизнью.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ