Пешком по Соловкам

Sep 04, 2014 09:46

Путевые заметки и фотографии из пешего монопохода в июне 2014 года по берегам Большого Соловецкого острова и острова Муксалма.
Часть 2.



Новая Сосновка



Покидая Новую Сосновку, я намеревался дойти до Ребалды и там заночевать. Всего-то, пройти не более 15 км., рассчитывал добраться часам к 5 утра .



06.06.2014 23:12:46 Покидая Новую Сосновку

Не успел я устать, как показался Анзер. В кривом березничке практически из под ног выскочил лось, пролилось несколько непонятно откуда взявшихся капель воды... Остановка.
Ручеёк убегает в море, отлив. Решил посидеть, а потом снять это чудесное мгновение.



07.06.2014 2:35:02 Белая ночь

До самой Ребалды не снимал. Пришёл туда около 6 утра, осмотрелся. Показалось странным, что собаки не лают. Не может быть, что нет людей. Лениво, как бы для «галочки», залаял пёс.
Судя по всему, началась подготовка к сезону, красят и конопатят лодки, тут и там лежит инструмент.
Решил отойти от посёлка на пол-километра и на утро, после завтрака, сходить и всё осмотреть.
За день было пройдено примерно 27 километров. Перестал носить с собой лишнюю воду, только пол-литра на питьё в дороге.



Сразу после завтрака я пошёл в Ребалду. Читал про неё до похода, но всё было окутано неким поверхностным поморским духом, который люди, живущие в столицах, любят выставлять вперёд очаровывая случайного читателя, мол работа тяжёлая, люди крепкие, море суровое, погода непредсказуема.
Конечно, тут и за год не вникнешь и не поймёшь, что такое тяжёлая работа и суровое море. Не буду я об этом, пожалуй, и говорить.
В Ребалду я зашёл получить исключительно поверхностные впечатления от рабочего посёлка, даже с жителями не говорил, поздоровался с теми, кого видел и не более. А работа там кипела, кто-то шкурил лодку, где-то ревела бензопила, лаяла собака и по причалу ходили несколько человек, собиравших в дорогу карбас, который я встретил позже вблизи от Северных Железных Ворот.



07.06.2014 13:55:10 Ребалда

На сарае, вплотную примыкающем к причалу, висит табличка «покровительственной окраски» (как впрочем и все таблички на острове), на которой написано, что причал этот аж середины 19 века (точный год не помню). На причале мужики, снаряжающие лодку, идти им за Горелое на промысел долгий. Собака недовольно лает на меня, но всё же вильнёт хвостом и, глядя исподлобья тёплым взглядом, подойдёт понюхать и приласкаться.
Впереди Анзер, не время мне туда идти, может, в другой раз побываю.



Ребалда, старый причал и Анзер

Посёлок показался мне обычным, да и каким может показаться маленький посёлок на берегу Белого моря? Просоленные морем небольшие дома с северным серым «загаром», да зелёные лодки.
Работают тут люди, а не туристов залётных веселят, и нечего их отвлекать и сбивать с настроя, ведь самое начало сезона, радостные минуты подготовки, а дальше работа, работа, работа, еда и сон.



07.06.2014 14:02:23 Соловки, Ребалда

Покинул я Ребалду в первые минуты третьего дневного часа и пошёл дальше. Наметив себе в вечернюю остановку избу на Горелом, я брёл по вязкому берегу. Шёл отлив.
Берег привычный, но немного вязкий и заросший. Соловецкие берёзки едва распустили свои скромные листья, напоминающие усики на юном лице подростка. Кривляясь и шепча что-то вслед, они пропускают меня дальше, смущаясь своей красоты. Стволы их словно по необходимости спасаться от холодных ветров поросли мхами и загрубели. Это не те русские берёзки, которые радуют глаз своей белизной, изумительной стройностью и роскошной зелёной шевелюрой. Это авангард Соловецкого леса, в битве с пронизывающими ветрами и тоскливо-напористыми штормами.

Пока, Ребалда!



Прощай, рабочий посёлок! Всего хорошего!

Наверное, рядом с каждым поселением на берегах Белого моря можно найти старые лодки.



Пескожильные пляжи?
В ямке голова, а на холмике хвост. Червяки это.



Литораль

Примерно 2 километра шёл по литорали в трёхстах метрах от берега. Дно в основном твёрдое, но местами попадаются вязкие участки, ничем не приметные глазу. Один из таких участков отнял у меня сапог, и я, продолжая движение, встал в лужу. Отобрав у него сапог, я одел его обратно на ногу и пошёл дальше. Оказалось, что уходить к берегу уже поздно и придётся пол-километра идти в воде по колено, один сапог уже был сырой и я, не боясь промочить ноги, пошёл вперёд. До Горелого оставалось совсем немного, слева уже давно появилась Муксалма.



Изба на Горелом оказалась разорена, и отдыхать в ней я не захотел. Посидев на берегу десять минут, я сменял сапоги на кроссовки и пошёл дальше. Должна быть ещё изба в нескольких километрах, там и пообедаю да посплю часок.
Погода как-то резко поменялась, понагнало туч. Может, будет дождь.



Горелое

Встретил монаха в чёрном одеянии и белом капюшоне, далеко зашедшего к морю на почти сухой берег. Заметив меня, он снял капюшон и продолжил стоять не поворачиваясь. Проходя мимо, я увидел на берегу высокую кладку из камней и стоящую на ней икону, судя по цвету сильно выцветшую на солнце, позже, в Долгой губе я встречал что-то подобное.

На подходе к избе я увидел лодку и немного растерялся, ведь если есть лодка, то и люди должны быть, дороги то сюда нет никакой, кроме как по морю. Перед самой избой рядами была натянута колючая проволока, на ней сушат водоросли. Открыл первую дверь, во вторую постучал. Внутри что-то упало, скрипнули половицы и быстрые глухие шаги, прокатившись до порога, закончились ржавым скрипом. Дверь отворилась.



07.06.2014 20:00:53 Соловки

Когда стоишь на чужом пороге на берегу Белого моря, то кажется, что самым неуместным было бы показаться хозяину дома с фотоаппаратом на шее. Возможно, он бы сразу составил мнение о человеке, определив его в разряд блогеров. Тех, что изъездили всю землю ради того, что бы написать пару страниц какого-нибудь текста в своём открытом дневнике и сделать сотню фотографий. Тех, для которых, что помор, что негр из Зимбабве - это одного поля ягоды.

Дверь открылась и из полутёмного помещения, сплошь завешанного одеялами и одеждой, вырвался теплый, приветливый воздух. Я стоял перед мужчиной лет 50. Он был не крепок с виду, роста ниже среднего с короткими волосами. Поздоровавшись и без предисловия я ответил на его немой вопрос. Ответил я вопросом, я ведь пришёл с просьбой. Спросив есть ли у них место для меня на пару часиков, чтоб приготовить поесть и вздремнуть, он сразу ответил, что есть. Это оказалась соседняя изба. Провожая меня к ней, он говорил, что они только сегодня приехали, готовятся к сезону и что избу, в которую мы идём, они ещё не топили. Я уверил его, что мне и в нетопленой хорошо будет.
Он спросил об избе на Овсянникове, мол работали там 5 лет назад, а потом перешли сюда. Обрадовался, кода я сказал, что изба на месте и ещё крепкая. Показал колодец и ушёл к себе.
Сготовив поесть и поспав, я пошёл дальше.



08.06.2014

Слева Муксалма. Кажется близко, но попаду я туда только десятого июня.
Камни образуют причудливые фигуры, в которых можно увидеть умысел. Дует холодный ветер. Это Соловки.



08.06.2014 0:39:52

Долгая губа.

Если взглянуть на карту острова, то можно увидеть, как с востока почти от Муксалмы в него врезается узкий коридор Долгой губы. На 3 километра он тянется к югу, наконец распадаясь на множество бухточек и островков. Южная часть залива имеет всего с десяток островов, поросших соснами.
Что-то оживило в памяти Тома Сойера.
Поют птицы, мягкий прибой осторожно трётся о камни. Вода прозрачная, даже не верится, что морская, не покидает ощущение, что можно зачерпнуть её в ладоши и напиться вдоволь. Холодно, даже комаров нет. Берег твёрдый, но попадаются и сырые, болотистые места.
Никого нет. Я бы хотел маленький домик на одном их этих островов.



08.06.2014 1:19:08

Несколько часов - и можно будет отдохнуть. Лень было переобуваться, кроссовки промокли уже давно, но решил всё же идти в сапогах и одеть тёплый свитер с ветровкой. Стало тепло, весело.
Отвешиваю в ответ поклоны берёзкам, здороваюсь с камнями и смеюсь вместе с маленькими весёлыми ручейками!
Зачем я сюда пришёл? Зачем вообще взял с собой лишние 7 кг фототехники? Неужели для того, что бы запомнить витавшие в воздухе настроения, обязательно их фиксировать в фотографию?
Наверное нет.
Можно и без фотоаппарата было обойтись, но как потом рассказать другим людям, насколько красива и нежна наша северная природа?
А она красивая...



08.06.2014 2:31:21 Долгая

Пол-четвёртого, солнце прячется за узкой полоской облаков, окольцевавших горизонт неприступной стеной. Первые лучи прорвутся лишь через полтора часа. Мимо прошёл заяц, подчёркивая своё безразличие остановкой и долгим взглядом на меня.
Как только увижу солнце, лягу спать.



Долгая губа. Достаточно взглянуть на карту, чтобы догадаться, от чего же такое говорящее название у этого залива. Но чтобы понять это, тут надо пройти по берегу его пешком во всю длину.
Когда же появится солнце...



Вот и солнышко! День прошёл, пора спать.
Пройдено 28 километров.



08.06.2014 5:01:02

Воды на утро оставалось менее полу-литра. Вскипятил воду, заварил кашу, поел и пошёл дальше. Кроссовки просохли, при случае пойду в них. Через 40 минут дошёл до ручья, попил и взял с собой. Идти ещё долго. Только что светило солнце, теперь тучи и маленький дождь, погода меняется на глазах. Снова солнце. Идти уже не тяжело. Подкрадывается то чувство, кода понимаешь, что дело подходит к концу и начинаешь чувствовать время.



Ручей в Долгой губе:

Вышел на какую-то дорогу, идёт вдоль Долгой с запада. Пошёл по ней. Какая-то пристань, вот машина едет, скоро посёлок.
Меняю план похода.
Зайду в посёлок и остальную часть острова обойду против часовой.
При входе в посёлок стоит аэропорт и чуть дальше палаточный лагерь. Орёт музыка, слышны крики, веселуха там, пройти бы побыстрее...

Вечерней остановки сегодня не будет, возьму в магазине что-нибудь съесть и пойду дальше.
Купил хлеба да банку тушёнки и двинулся вперёд, съем по пути. Зашёл на берег прямо от Кремля. Погода мрачная.



До чего же приятно было уйти от посёлка, он навевал какую то нестерпимую тоску.

Могли ли они представить, что здесь будет...
А можем ли мы?



08.06.2014 22:04:35 Чьи-то Соловки

Погода.

Шёл от посёлка, был красный закат, но не интересно, не хочу снимать, не хочу останавливаться. Скорее бы потерять Заяцкие из виду. Прошёл какие-то ухоженные домики, база ПИНРО, похоже. На окнах цветы.
Юго-западный мыс. Судя по карте там такая чвакля и какие-то реки, аж 2. Перейти бы их как-то.
Дошёл до этих самых рек. Воняет гнилым морем. Люди сложили небольшие каменные переходы - замечательно. Заяцкие исчезли наконец-то.
Обошёл мыс, теперь открылся восток, тут и заночую. Холодно и сыро, как на Белом море.
Сплю с открытым входом, москитка на всякий случай застёгнута, вдруг потеплеет, и комары появятся.
Не повезёт тому, кто попадёт на Соловки в такую погоду, с таким пустым сероватым небом.
Завтра точно буду на Муксалме, по крайней мере, ночевать буду там.



09.06.2014

Спалось хорошо, берёзовые кущи неплохо защищали от ветра.
Приготовил поесть, воды оставалось на одну кашу. Холодно, пить не захочется долго. Палатка немного намокла от конденсата, решил не сушить сейчас, а просушить на вечернем привале.
Вечером встретил ребят из Кеми и Питера, они каждый год стараются ходить по Белому морю. В тот год из Кеми аж на Жижгин дошли, но об этом потом.



Соловки.
Откуда-то сразу вылезает образ Кремля.

Белое море.
Вдруг появился карбас, сети, некоторые романтики сразу рисуют себе рыбацкие избы, обвешанные сетями, и тёплую, почти родную обстановку в них.

Соловки на Белом море - и, совместив два эти общепринятых штампа, мы получим более яркий, навязанный ленью и привычкой ходить, куда водят, образ Соловков.
Но это ерунда, и фотка тоже так себе. Снял прям на ходу, не глядя в видоискатель.

Соловки не такие, они живые.



Берёзовка.

Иду к ней, осталось километров 5 топать. В кроссовках хорошо, но иногда прыгать по камням приходиться. Холодно, но порой ветер совсем исчезает, берег изрезан. Знаю, что есть там изба, в которой сготовлю поесть и, пока сплю, просушу палатку.
Вода кончилась, завернул на озеро Кислое, набрал воды 3 литра. Не кислая она вовсе.
Какой тут мягкий и глубокий мох! Выше колена, как по перине идёшь, тяжело так. Попадаются гряды камней, будто специально завозили. Приду к избе - сразу заварю чая и напьюсь горячего.
Пахнет дымом, значит люди. Точно, человек. Поговорили немного. Из Питера. Показали мне свободную избу.
Опять такая постройка как на Сосновке. Там ещё и причал такой же.



09.06.2014 19:30:46 Соловки, Берёзовка

Старая пристань.

Пристань, действительно, старая и сооружение это - старое.
Камни напоминают о монахах, а бочки о Советском союзе.
Поел, поспал и просушил палатку. Немного поснимал вокруг. Напоминает Летний берег от Летнего наволока до Ухтнаволока.



В гостях.

Небо просвечивает! Может, и раздует...
Зашёл к ребятам из Питера, они в соседней избе обосновались. У них тепло, комфорт, и засел там на 2 литра чая. В тот год они ходили на этой лодке в Летнюю Золотицу, там им не поверили, что они из Кеми пришли. На Жижгине были.
И я в тот год до Летней Золотицы дошёл пешком из Северодвинска, но парой месяцев раньше их, как раз в начале июня. Поговорили о том, о сём - и об Украине, и о лесе, и о Соловках... Еле ушёл от них в час ночи. Надо дойти до Муксалмы и там выспаться. Пока разговаривали, небо полностью отчистилось, а когда я пошёл, натянуло заново. Ночь какая-то мрачная, слишком тёмная для белой.



Будто небо сейчас упадёт. Широкий пустой мысок, на самом его окончании лесок. Травка качается.
Похоже, по дамбе придётся идти в такую невзрачную погоду.



10.06.2014

Рассвет хороший выдался, будто зимний серый полдень.
Пора выходить к дамбе. Как её вообще построили?
Смогли бы нынешние монахи такое воздвигнуть?



10.06.2014 3:41:45

Иду по дамбе! Это была цель номер три.
Сниму её на обратном пути, завтра будет хорошая погода.
Вот бы в шторм пройтись по ней.
Вижу Долгую губу. Несколько дней назад я заходил в неё по правому берегу, завтра пойду по левому.



10.06.2014 4:31:07

Муксалма, Ивановская тоня.

Пройдя дамбу и бегло осмотрев постройки, я поставил палатку в соседней берёзовой роще и лёг спать.
Утром путь лежал на север, там спряталась Ивановская тоня. Идти немного, я решил не спешить и вечерний привал устроить там.
Пришёл, погода солнечная, но холодно. Зашёл в «избу». Чисто. Как и во всех избах, в которых я был на Соловках, по стенам висит много отпечатанных икон. Есть там и ещё одна изба, но я не пошёл в неё. Есть МТС.
Решил обратно идти по берегу. Передвигаться по дорогам не интересно и нудно очень. Но всё же ходить по ним просто необходимо, а не ездить на транспорте. Да и вообще если снимать, то только пешком, иначе даже и не поймёшь, чего там наснимал, зачем ездил... Сначала прочувствовать надо природу, силу её перед вами. Себя в руки взять и ничего на ней не оставить, весь мусор с собой уносить и носить не выбрасывая хоть месяц. Сломал случайно веточку, извинись. В этот поход я не развёл ни одного костра, ведь на острове это запрещено, да и зачем костёр, когда современные газовые горелки займут в рюкзаке совсем немного места, добавят 120 г веса, а один газовый баллон на 230 г (вместе с баллоном - 350 г) обеспечит вас горячей едой 2 раза в день в течении 6 дней. Очень удобно. В том году, проходя Летний берег, я не стал брать с собой горелку и всё готовил на костре. Это очень тяжело и долго да и сам прокоптишься основательно.
Поспал хорошо, настроение отличное, но уже чувствуется финал. Был ли я в Новой Сосновке, Ребалде, Савватиево, Долгой, Овсянникове? Проходил ли Печак, Берёзовку, Белужий, Перечь-наволок... Был, но так давно, так далеко...
Немного грустно. Завтра случится слишком рано...



Муксалма, Ивановская тоня

Иду легко, рюкзака как будто и нет уже. Большой остров ведёт меня к дамбе. Так хочется идти медленнее, но не получается. Что там за крест такой впереди? Надо посмотреть.



По Муксалме

Просто крест. Но ведь не ставят на Белом море просто так кресты, случилось чего-то тут. Это Соловки, тут много чего случалось.
Воздух словно пропитан морем, Белым морем.
Вечер, десять минут одиннадцатого. Главное не спешить.
Море будто нежится на солнце, переваливаясь и подставляя ему свои нежные мокрые бока. Чем оно думает...
Хороший был шторм, если понакидал столь высоко таких брёвен.



Соловки. Море и крест

Изб не видел по берегу. Кое-где натянута колючая проволока, как натягивают бельевые верёвки во дворах, на ней сушат водоросли.
Как-то даже потеплело что ли.





Тихо вышла луна. Вечер на Муксалме

11.06.2014

Белые ночи

Ночами мы привыкли спать, поэтому лишены возможности видеть своими глазами белую ночь. Может быть, было бы даже странно вдруг увидеть на улице человека, который любуется ей. Не какими-то объектами, которые в её свете приняли совсем непривычный вид, а именно ей самой.
Иногда складывается ощущение, что глаза словно поедают её, и невозможно насытиться, невозможно оторваться.
Вот и дамба.



11.06.2014 0:48:29

Отлив меня немного озадачил - откуда появились каменистые острова? Вчера вид был немного другой.
Я шёл на луну.



11.06.2014 2:22 Дамба

До рассвета оставалось чуть более получаса.
Сооружение это не такое уж и старое. Строить её начали в 1827 году, и в 1865 году она имела такой же вид как и сейчас.
На Муксалме был скотный двор. Огромные пастбища с сочной травой позволяли держать 120 коров да телят и столько же лошадей.
Дамба тянется от отмели к отмели изгибаясь то вправо, то влево. Изгибы её так же служат волнорезами и ледорезами.
Сложно представить себе силу, способную разрушить её... но что же человек может знать о времени? Думаю, время разрушит всё.



«... Так как же была построена Соловецкая каменная крепость? Да очень просто. По уже существующим очень древним стенам из громадных валунов была сверху надстроена кирпичная стенка, над которой построили деревянную крышу. Для этого у монастыря хватило и своих сил. Для производства таких работ достаточно было 2-3 опытных каменщика, да с 10 подсобных рабочих. А сроки строительства определялись производительностью кирпичного производства, которое за 10-12 лет обеспечило 2000 кубометра кирпича, необходимых для такого строительства. Не таскали монахи валунов!..» Дальше по ссылке.



Верстовой столб.

Вот и дамба закончилась, а может и началась только.
Привык я к Северу. Последняя ночёвка в Долгой и всё, останется только на Секирную подняться, но это оставлю на ночь перед отъездом.



11.06.2014

Утро

Солнце уже как час витало в воздухе, отражаясь от гладкой поверхности залива молодой листвой берёзок и старыми стволами сосен. Спать не хотелось. Не хотелось и завтра. Утро выдалось прекрасное! На солнышке слегка припекало, а в тени всё ещё царил прохладный ночной воздух.



11.06.2014 4:59:57

Одиннадцатое июня, третий час дня.
Сон прошёл незаметно. Кто-то спросил - «Как ты провёл жизнь?» - так, будто коллега на работе спросил о прошедших выходных. Катер прошёл мимо и не дал ответить. Проснулся. Собрался и пошёл дальше.
Идти всего несколько часов, а дальше что?



Долгая губа.

«Долгая» оказалась совсем и не долгой. Лез по лесу и порвал сапог. Тепло. Искупался, вода холодная аж жуть. Впереди вечер, что там делать-то? Кремль вызывает противоречивые чувства: с одной стороны хочется долго смотреть на него, а с другой и заходить не хочется. И тысячу лет назад был он тут, всё об этом говорит.



Тишина.

Тишина вдруг прервалась - прорвалась звуком проезжающего автомобиля. Автомобиль, бензопила, какое-то неприятное гудение... Раньше звучали топоры, и звук говорил о многом, сейчас ревут бензопилы. Стройка и не более.
Посидеть и помолчать пред тобой. Уношу при себе лишь ночное пение птиц да тихий рокот моря. До встречи.



Продолжение следует...
Previous post Next post
Up