Автор текста - СкиталецЪ
Фотографии - Merl, Майор
Оригинал отчета в ЖЖ живет тут 28 февраля, понедельник.
Адская пурга.
Хальмер Ю - Кара
Заранее приношу извинения модераторам и читателям Русского Севера за то, что пост может восприниматься "не по теме" сообщества. Однако, он есть продолжение предыдущих частей, и рваными кусками выкладывать не хочется. Спасибо!
Надо, наверное, логическую точку в картине уже ставить.
Рассказ очень затянулся.
Итак, вчерашний день закончился тем, что мы вынужденно остановились на ночевку посреди бушующей природы.
Рядом с маленьким указателем на Хальмер-Ю.
Ехать дальше не было никакой возможности.
Выставили машины по ветру. А я вот никогда бы не подумал, что логичнее всего машины выставлять к ветру задней частью.
Так и гарантировано не наметет гору за выхлопной трубой и так гораздо теплее двигателю.
Ну, если про тепло можно было почти не беспокоится, то вот снег, конечно, творил ТАКОЕ.
Столько снега в таком ограниченном по времени отрезке лично я не видел никогда.
Напомню. Мы намеревались пройти по газовой дороге от Воркуты прямо до побережья.
Дорога почти круглогодичная, внизу отсыпка, и в хорошую погоду этот трек не доставляет никаких неудобств, и занимает часа три-четыре.
Это всего 240км, кажется, сейчас уже точные цифры не вспоминаются.
Дорогу отсыпали для строительства и обслуживания газовой трубы, которая выныривает из Океана на берегу в местечке Яры.
Попадание на дорогу только через КПП СГК, и вроде бы еще был какой-то там куда-то объезд, но оно не работает.
И, конечно, не будем лукавить, да и не очень это у нас выйдет. Воркута была всего лишь промежуточной целью нашей затеи.
Основная точка финиша находилась далеко севернее - поселок Усть-Кара. Знаменито это место тем, что расположено в эпицентре древней космической катастрофы - Карской Астроблемы.
Именно сюда примерно 65 миллионов лет что-то грохнулось с неба, да с такими неприятными последствиями для динозавров.
Конечно, сейчас в рельефе ничего об этой катастрофе не напоминает. За миллионы лет море и время загладило звездную рану.
Долой встпуление. Экшн.
Проснулись очень серым утром. Настолько серым, что первая мысль была о том, что еще совсем не утро.
Вторая мысль - вот вляпались, кажись сейчас мы посмотрим на черную пургу. Этот зловещий термин носит явление, когда ветер настолько сильный, что поднимает частички снега в таком количестве, что свет не пробивается через нее, и возникает эффект ночи совершеннейшим днем.
Но, конечно же, это не было никакой черной пургой, просто это был очень-очень сильный ураган.
мы стояли на отвротке к Хальмер-Ю, а о том, что внизу всего пару дней назад была дорога напоминали только знаки из пенопласта.
Ветер с каждой минутой усиливался. Стоять на улице без средств защиты в виде противобуранной одежды, маски и очков стало почти невозможно.
Снежинки разгоняясь до каких-то фантастических скоростей, прибретали ощутимую кинетическую энергию и просто-таки жалили открытые участки лица. Как будто много-много маленких горячих иголок летит в твою сторону. Совсем нееприятно.
Откопали машинки по кругу, за ночь несколько раз возникало странное ощущение, что нас уже полностью завалило снегом, поэтому приходилось вставать и выглядывать в окна.
Снег был везде и повсюду, на торпеде, в карманах дверей, в ногах, его надувало маленькими сугробиками через уплотнители...
Это еще не чурная пурга, так нам сказал Саня, дабы ободрить наши организмы. Пурга это когда не видно собственный капот, и ты просто останавливаешься и ждешь, час-два, пять.
А бывает говорит еще и так, что вынужден одеялом или курткой закрывать верхние уплотнители и так часами держать, иначе ветер отжимает резинку и забивает салон снегом чуть не под потолок. Так что у нас так, демонстрация силы.
Завтракаем, душа приходит в равновесие с телом.
и мы наверное уже гоотовы обсуждать наши дальнейшие планы
А планов-то собственно и почти нет.
Из самого верного - это, пожалуй, достать по рюмашке, взять книжки и уютно провести денек или другой в кабинах.
Но у нас очень ограниченно время и просто так сидеть, даже не попытавшись, никто не готов.
Понятно, что Хальмер-Ю, от которого остался только указатель куда-то в сугробы, уже не сейчас.
И скорее всего понятно, что и Усть-Кара - ну совсем не в этом году. Туда никогда не было обслуживаемого зимника.
А попасть в такую погоду на необслуживаемом и с трафиком пару гусянок за неделю - это уже за гранью разумного экстрима.
Принимаем решение ехать к Океану - сколько едется.
Дорога это единственная часть рельефа заметно возвышающаяся над тундрой, поэтому большей частью она выдута до состояния асфальта.
Основная сложность - найти эту дорогу, потому что не видно же совершшенннейшим образом ничего.
Иногда ветер успокаивался, и тогда у нас возникала иллюзия, что собственно ничего страшного-то и не происходит.
Вот так, с шутками и прибаутками мы подъехали к речке Кара. Это самый длинный в мире мост
Да. Именно так, в суровом заполярье, не в Японии и Китае, а здесь, где жителей - ты да я.
Длинный он, конечно, не по расстоянию, хотя тоже внушает, длинный по времени проезда. Два часа. Именно столько разделяет два берега, наш - южный, и северный на Ямале.
Разные часовые пояса. Все. Дальше уже Ямал.
И Ямал в этом году был к нам крайне неласков. Это был вообще последний мост из более менеее готовых, дальше через все речки мостов пока не построили, а речки там ух, каньоны. И каждый каньон это кубокилометры снега.
У нас опять задуло, задуло так, что передняя машина практически остановилась.
Влево-Вправо-Вверх-Вниз - все стало абсолютно одинаковым, направления потеряли всякий смыл, дороги не стало, и возникло ощущение, что мы уже давным давно не на дороге.
Более менее чистые куски прозходили со скоростью пешехода, там где дорогу можно было рассмотреть.
Там где не было видно решительно ничего - работали штурмана.
Вон его видно перед машиной. Штурман просто идет и ногами щупает дорогу. По другому никак.
В спецодежде они у нас походили на космонавтов.
А без спецодежды на замерзших космонавтов.
Становилось совсем плохо. Самой глобальной сложностью было найти проход на другой берег каждого ручейка, коих там просто каждые сто метров.
Происходило это так. ПЕшком доезжаем до того места, где на карте ручеек, выпускаем штурманов в туман. Включаем все фары и прожекторы какие есть, чтобы они смогли нас найти. А видимость такая, что отходить, извиняюсь, в туалет приходилось прям держась за машину рукой. Потому что возникало четкое понимание, что отойдя на пяток метров, обратно уже не вернешься. Не утрирую. Пять метров расстояния могли превратится в жизнь.
Штурмана какими-то неверояиными жестами и знаками пообщавшись, где именно проезд между сугробами и как тут лучше ехать, проводили первую машину через ручей. Иногда это занимало около часа. Причем вторая и третья машина практически не имела преимуществ, поскольку колея как таковая сохранялась только между передними и зхадними колесами.
Вот это была настоящая битва.
И как любая битва она закончилась неожиданно. А попросту в воздухе вдруг завиталось ощущение бессмысленности происходящего. Все чаще стали звучать неловкие паузы в рациях, все меньше стало ответов на обычные вопросы.
Начались мелкие технические проблемки.
И вообще как-то стало некоторым образом неуютно. Экипажи подрастеряли запас прочности, а слов нужных в нужный момент не нашлось.
И все было бы ничего, встали бы на пригорке, открыли бы по горилке, да на беду впереди возникла уже большущая речка.
Возникла она, конечна, только на генштабе, для водителя оно все как было ровным и серым, так ничего и не изменилось.
А для штурманов это означал еще один час хождения в тумане, копания, вытаскивания и перецепляния.
И тут из туч показалось солнце. Оно как-то странно перемещалось пор горизонту ичерез минут пятнадцать превратилось в...
...ТМку. Оказывается, оттуда с Океана вывозят вахту. Вахта это человек 40-50 очень и не очень бородатых мужчин, которые уже дней как сорок не видели ни женщин, ни алкоголя, и вообще кроме снега и газховой трубы мало чего видели.
Поэтому дембель для них на землю никаким образом не должен зависеть от погоды, иначе это чревато бунтом.
Поэтому их сажают в вахтовки, это Урал с пассажирским кунгом, и везут на Воркуту. А так как техника безопасности там возведена в ранг ваыше закона, то везут их не одиночными машины, их собирают в колонны. А така как Урал в такую пгоду мало чем отличается от наших автомобилей своей беспомощьностью, то им во главу колонны ставят мощнейший бульдозер. А так как в такую погоду бульдозер вообще говоря тоже ничем не отличается ни от кого, поскольку чистить-то и ехать он может, да вот куда чистить и куда ехать - ему так же не очень понятно. Поэтому совсем во главу колонны ставят мобильную ТМку, котопая выполняет роль разведчика. В речках просто ездит туда-сюда через переметы пока не отыщет дорогу, тогда уже за собой ведет бульдозер, за которым сразу как черепашки едут слегка уже пьяненькие вахтовки. А так как эта вся колесница может непрогнощзируемо долго перемещаться, а жрет она как-то немерянно. в составе колонны едет еще и бензовоз, в данном случае дизелевоз.
Конкретно эта вахта выбирается из следующего поселка, который километрах в 40 отсюда и едут они уже что-то часов 6, едут в Воркуту.
По заверениям водителей, на неделю вперед прогноз только ухудшается и они стопроцентно последний каравна, который идет оттуда-туда и вообще хоть откуда-неибудь куда-нибудь. На неделю жизни здесь больше не будет.
Наша участь была предрешена. Хоть еще и сделали попытку осмыслить, но ....
разворот и часов через пять, следуя в кильватере колонны, и просто ужасаясь тем гигантским переметам, которые намело тут за последние часы, а мы ведь тут только что ехали, и представляли, что у нас было бы впереди., прибыли в городок строителей где-то опять в середине пути.
это нечто такое полувоенное, оазис посреди пустыни. вагончики, столовая, даже банька есть и теплый (почти) туалет.
Честно говоря, я сейчас уже не вспомню, почему мы остановились тут, а не решили идти с колонной до Воркуты. Наверное, все же надежда в нас умерла не окончательно.
Поэтому выяснив у начальника городка, где мы можем встать, чтобы никому не помешать, отправились занимать указанное место.
1 марта
вторник
где-то в заду у дьявола - Воркута
указанным местом была совершенно лысая площадка возле трубы. которая утром волею нас превратилась в пять больших и не очень сугробов
Все утро сидели в своих автомобилях и думали разные думки. Думки были совсем совсем нерадостные. Все больше молчали. Было прекрасно понятно, что вперед нам никак.
А на месте сидеть желания ноль.
От нечегоделать бродим по городку. набредаем на мощщъъъ.
это женский туалет
да. именно женский, мужской от него справа и это обычный контейнер,в полу которого наделали дырок, а внутри поставили перегородочки с дверками, воткнули маслянный радиатор и вообще-то говоря, есл убрать запах, то вполне.
бесцельно побродив среди вагончиков, пообщавшись со старожилами и поняв, что вообщем-то это может растянться на неделю, принимаем решение возвращаться.
а это тоже было непросто
вот здесь мы еще вчера ехали своим ходом по практически грунту...
ТМки бороздили пространство во все строны. это кажется единственный ранспорт, который ограничен только возможностями человека, сидящего внутри
обратный путь прошел в героическом молчании и попытках уговорить себя, что мы так сказать пипец какие герои.
тундра ухмылялась и строила дальнейше планы и козни.
в конце концов мы догнали ту самую, а может и не ту вахту, котопрая выбиралась на землю.
мощным рывком обошли ее слева, обошли передний бульдозер, с разгону взяв пару мощнейших переметов.
и в третьем усевших по кеапот, улыбаясь фотографировали проползающий мимо караван.
больше попыток никого обогнать мы не делали и спокойненько сзади добрались до Воркуты.
где каким-то чудом вписавшись в теплый гараж всем караваном, устроили там полнейший потоп своим снегом из под капотов и мостов.
и заселились в уникальном уголке Воркуты.
уникальность его передать не получится, но поверьте,Ю что социализм и коммунизм в каких-то местах вполне еще остался.
лифт, который отключают в 10 вечера и душ, который один на все 6 этажей и полотенце , которое нам не дадут, потому что мы его скорее всего не вернем.
2 марта
среда
Воркута-Елецкая.
шел фиг знает какой день урагана. Воркута радовала гостеприимством.
точно уже не вспомнить, но кажется в этот день была выведена формула нелетной погоды.
это когда голуби летают задом, значит вот ни фига и не летная.
весь день прошел в разочарованных думках.
и было совершенно непонятно, что же теперь делать дальше.
вперед на Усть-Кару - ну тут ясно, что вообще никак.
даже вперед к Океану - тоже никак, потому что мы только что оттуда
назад домой??! да как-то вообще безыдейно.
ездили туда-сюда, проторчали полдня в Шанги-Ла, там был интернет и тепло.
вообще если бы в Воркуте было бы нормальное жилье, то можно было бы там и пожить денек - другой, но ценник на гостишки и полное отстутвие там мест - это плохо.
забитые вахтовиками поуточные квартиры - плохо. алкоголь - зло. в Заполярье обратно в социализм никто не хочет.
и вдруг свежая идея, уж я не знаю, где Камышик нашел нам Вадима (надеюсь с именем не ошибся), но...
говорит, вот просто на улице познакомились.
Вадим - водил еще Чубайса через горы. и вообще он там все дороги знет и если надо и нас переведет.
тем более у нас есть информация, что зимник вдоль железки или был или будет, или не было и не будет.
Вадим нам готов найти ТМку на подстраховку нашего перехода через горы.
стоимоть кошмарная, но для нас это почти единственный шанс уехать домой, да и интересно же - никто и никогда.
это всегда интересно.
договариваемся встретится в Елецкой.
примерно узнаем как туда ехать и где надо свернуть на зщимнк в сторону Елецкой.
и это был самый запоминающийся экшн всей нашей экспедиции.
трехдневная битва со снегом , обстоятельствами и собой.
я постараюсь сегодня закончить.
там немножко осталось. :)