Поблагодарив Диму за гостеприимство, выхожу из Певека 14 сентября. Учитывая, что сюда с Билибино я добирался пять дней, времени на дорогу у меня впритык. Конечно, летник может продлиться и до середины октября но, строить свои планы исходя из этого, как минимум, не умно.
Хорошо бы, вылететь домой прямым рейсом прямо отсюда, но мне нужно вернуться в Билибино, через 750 километров предзимней Чукотки.
В первый день было бы неплохо добраться до моста через реку Паляваам. Там есть нормальный балок, в котором можно, не боясь непогоды ждать «свою» машину.
С попутной вахтовкой доезжаю до, так называемого, «21 километра». Здесь склады и, первая от Певека, дорожная база канадской компании «Кинросса».
Всё повторяется. Машины с базы выезжают, останавливаются, водители сетуют, что взять не могут, что до Комсомольского их будет сопровождать начальник, и проезжают мимо. Возможно, я их еще нагоню. Подзамерзнув, отправляюсь пешком. Чтобы спустившись вниз набрать воды у пересекающего дорогу ручья, и поднявшись вверх, разжечь у дороги костерчик и сварить чаю. Чаю попить не успеваю, вдали показывается машина. С ней еду дальше. Этот УАЗ идет до Комсомольского. В салоне молодая женщина с сыном, которые едут повидаться со своим мужем и папой, работающим на прииске. Не доезжая бывшего посёлка Быстрый, водитель перед очередной ямой резко тормозит и УАЗик юзом летит в кювет. Благо дело, откос не велик и за ним набухшая водой тундра. Все целы, повреждения машины незначительны.
Самому ему не выбраться. Повезло, что быстро попалась встречная машина. Вытащили, поехали дальше.
Поблагодарив за подвоз, вылезаю на развилке у Комсомольского. Перебравшись через речку, разжигаю костерок, перекусываю, пью чай, жду машину. Ждать не приходится долго. Машина идет на Майский. Водитель с Краснодарского края, на Чукотке работает первый сезон. Сетует, что хотел здесь подзаработать, но с учётом местных цен на продукты, дороги сюда и обратно, и прочих сопутствующих расходов, может получиться так, что в сухом остатке останется то, что он мог заработать живя дома, рядом с женой и детьми.
На развилке у Майского вылезаю в моросящий дождь.
Вокруг сырая тундра, до ближайших сопок, где можно найти площадку под палатку, где под ней не будет выступать вода, около пяти километров.
Выехавшая с Майского водовозка идёт за водой для рудника только за ближний перевал. Но и это хорошо. Хочется быстрее миновать места, где активно поработал человек. С промытыми до состояния лунных пейзажей долинами, брошенным металлом, убитой техникой и агрегатами.
Водитель водовозки родом с Янраная, где я был пару дней назад. Рассказывает, что часто видит здесь росомах, что здесь они заметно темнее, чем на побережье. От него же узнаю, что следующий бывший посёлок Промежуточный отсюда всего в 8-10 километрах, за следующим перевалом. Попив с ним чаю, из его термоса, отправляюсь дальше. До темноты лучше добраться до Промежуточного.
Со следующего перевала спускаюсь к посёлку в сумерках. Брошеность и запущенность, неуют. Выбрав домик подходящий для ночлега, осматриваюсь вокруг. Напротив посёлка широкая долина крупной реки Паляваам.
Развожу костер, сушусь, ужинаю, спать.