Камни.

Mar 26, 2018 20:19



После «освоения» севера и Сибири мы плавно перешли к Уралу, географически.
Я использовала книгу Светланы Лавровой « Урал. Кладовая земли » :

https://www.labirint.ru/books/128656/

что-то зачитывала, что-то просто рассказывала. В первых главах книги говорится об Уральских горах, как они образовались и исследовались, упоминается легенда народов манси об их происхождении, потому мы почитали сказки этого народа и посмотрели мультфильм Пумасима из Горы Самоцветов. Вспомнили про Ермака , Геродота и его « историю » и Александра Македонского, стараюсь опираться на то, что сын уже знает плюс каждый раз немного нового. Узнали немножко больше про династию Романовых и их отношения с Уралом. Посмотрели фильм о природе Урала :

https://www.youtube.com/watch?v=Lw8LfWOHWis

Когда дошли до главы о Бажове и Медной Горы Xозяйки, начали читать Сказы. Cына oчень тронула история Данилы.
У меня вот такая книга с иллюстрациями Кочергина.

https://www.labirint.ru/books/535271/

С этими иллюстрациями у меня своя история. Как-то в классе в пятом-шестом на уроке рисования учитель показал нам иллюстрации Кочергина к сказам, я так ими прониклась , что нарисовала дома свою: Данила, который в отчаянии сидит на камнях, обхватив голову руками, а вокруг разбитые осколки малахитовых ваз, Хозяйка, медленно выступающая из камней, видно лицо, а сарафан складывается из таких же осколков малахита. К сожалению, из моих детских рисунков ничего не сохранилось, потому я бережно собираю и складываю рисунки сына.
Cын давно уже интересовался камнями, собирал и собирает камушки и на пляже и на дороге, любит рассматривать крапинки и прожилки на них. Уже пару лет назад мы задумывались а не сделать ли нам свою коллекцию. Потому тут же подхватил эту идею сделать и сказал, что уже давно хотел. Я об этом, понятно, догадывалась :) , и заранее купила камни для нашей коллекции вот на этом сайте :

http://www.le-comptoir-geologique.com/pierres-roulees.html

Из полученных камней не все такие же красивые как на фотографиях с сайта, два вообще оказались бракованными. Потому, если есть возможность, то лучше покупать “вживую”.
Вместе с сыном мы сделали коробку для нашей коллекции, а я сделала вот такие листы, в которые мы начали заносить сведения о камнях.



Пишу в основном я, а он делает рисунки. Листы ему не очень-то нравится заполнять, может позже захочется, но эти листы нам потом пригодились для заданий, да и в целом, мне хотелось показать, что как на коллекции так и на находки, например археологические или геологические, необходимо составлять каталоги. Опять же чисто психологически : для чего нужно уметь писать.
Вначале я планировала отмечать размeр камня, но потом заменила эту колонку на проиcxождение названия.
Твердость камня мы определяем по глиняной табличке вот из такого набора :



У нас уже есть несколько наборов этой же марки , мне они нравятся, качественные, рекомендую. В набор также входят материалы для создания своих собственных кристаллов, чем мы и занялись немного погодя, после знакомства с разными способами происхождения минералов. Свои кристаллы мы уже тоже делали раньше. У сына был период увлечения опытами с 6 до 8 лет, чего только не переделали ! И когда сыну было около шести с половиной я купила набор для изготовления кристаллов попроще для первого знакомства.

На первой неделе я показала сыну камней 5 (изначально я думала знакомить его c 3-5 камнями в неделю, но не больше одного камня в день), но очень скоро поняла, что и 1-2 в неделю будет вполне достаточно. Что мы делали с камнями : мы их рассматривали под лупой, отмечали какие камни добываются на Урале, проверяли камни на твердость, сравнивали между собой. Пока рассматривали камни, я рассказывала сыну легенды из книги “Легенды о камнях” (купила на литресе) . Мне она понравилась тем ,что есть отдельные статьи на каждый камень, рассказываются легенды, обьясняется происхождение названий камней и описываются известные камни. Я выбрала из нее то, что мне нравится , а именно легенды и мифы, а иллюстрации к ним подбирала в интернете. Мне хотелось , чтобы информации было не много, но ровно столько, чтобы было интересно и где-то отложилось в голове.

Я также пользовалась книгой «Каменное царство земли. Занимательная минералогия», здесь есть статьи и о самых обычных камнях, таких как кремний (у нас в Нормандии его хоть завались), это , кстати и был первый камень в нашей коллекции, сын его тут же достал (из своих тайных запасов) как только я сказала , что будем собирать коллекцию.

https://www.labirint.ru/books/565822/

Теперь несколько конкретных примеров, что я рассказывала сыну :

Говоря про малахит, я рассказала, что камень служит оберегом от обмана, а Египетские красавицы красили веки мазью на основе малахитовой крошки, чтобы защитить их от яркого солнечного света. Сын хорошо запомнил, что на Урале добывали лучший малахит и даже рассказал об этом на одном из занятий онлайн по Скыпе. Мы сделали и свой малахит из полимерной глины. Очень увлекательное занятие:



Аметист : рассказала легенду про нимфу Аметист и вакха, как нимфа по вине вакха превратилась в камень, а вакх пытался оживить ее с помощью вина (я предварительно заморозила воду в стаканчике, сделала на льду царапины, и потом мы поливали лёд виноградным соком, наблюдая как сок стекает по прожилкам). Узнали , что в переводе с греческого, аметист означает «не подверженный опьянению», в Древней Греции виночерпии разливали вино по кубкам аметистовыми ковшами, чтобы участники пира не упились.
Про пирит рассказала, как ошибочно испанцы принимали пирит за золото и почему появилась легенда о том, что в Лондоне тротуары золотые. У нас много кремния в саду и мы попробовали высечь огонь как первобытные люди при помощи пирита и кремния.

И так далее.



Мне не хотелось проверять « пройденное » опросом, как в школе на уроках. Потому я сделала несколько вот таких несложнуых игр и заданий :
1) карточки на ассоциации : нужно было разложить камни к подходящим словам. Для сына оказалось очень просто, думаю, когда нашa коллекция увеличиться, добавить слова на ассоциации.



2) квест, здесь я преследовала две цели : чтение и шевеление мозгами.



Вначале сын получил письмо от Хозяйки Медной Горы о том, что люди наказаны за небрежное отношение к природным богатствам, в наказание Хозяйка спрятала все богатства глубоко под землю. Надо найти ключ , чтобы их отомкнуть . А ключ на дне самого глубокого океана. Где такое место в доме ? Понятное дело, ванна в ванной комнате. Побежзал туда, а там целых три океaна (в ванну я положила конверты с названиями индийского, Тихого И Атлантического океанов). Какой выбрать ? Отправила искать на карте какой из океанов самый глубокий. Нашел, прибежал довольный. Кстати, в двух других конвертах я написала « game over ». Открыл записку и здесь получилась игра слов, он думал найти ключ от двери , а нашел ключ к загадке. Обсудили и это. Все камни я спрятала в гостинной. Их нужно было найти тоже по принципу ассоциаций, то есть вспомнить, что он уже знает о камнях, например, хризоплаз я завязала в свой пояс (Александр Македонский хранил хризоплаз на своем поясе в качестве оберега) и положила на диван, вроде как ничего необычного, а изумруд я вложила в альбом с репродукциями на развороте с «Демоном » Врубеля.
Когда сын нашел и собрал все « священные » камни, получил подарок от Хозяйки : смог собственноручно поработать геологом и добыть камни вот из такой плиты:



В гипсовой плите были спрятаны кусочки мрамора, очень удачно получилось , чтобы рассказать о метаморфозах мрамора в гипс под воздействием погодных условий, бедный Парфенон !
Уже вечером посмотрели эпизод Галилео про мраморную мастерскую в Италии :

https://www.youtube.com/watch?v=Cdhlhf3u49U

3) на следующий день я показала сыну фото известных статуй и зданий и попросила подумать и сказать, какие из них из мрамора ( главным образом он мог догадаться по цвету). Соотношение известного и неизвестного для сына здесь 50/50, чтобы и не все легко, но и не все трудно было. Потом отобрали только здания и я попросила разложить их от наиболее древнего к наиболее современноmy. С Парфеноном и Эфелевой башней он уже хорошо знаком, храм Лотоса в Индии показывала не так давно, потому затруднений здесь не было. Мы рассмотрели как менялись строения и какие новые вожможности появлались благодаря развитию инженерии. А потом я рассказала ему удивительную историю любви индийского султана к своей жене, в честь которой он и построил Тадж-Махал.



4) Когда у нас накопилось камней 10 , мы поиграли в пиратов с картой. Вообще можно играть в кого-угодно: конкистадоров, пиратов, искателей сокровищ или Индиану Джонс, или даже инопланетян. Кому что ближе по душе. На этот раз мне даже ничего не надо было ни рисовать , ни клеить, ни вырезать. Используя листы, которые мы заполняли для нашей коллекции, мы просто разложили камни по странам, в которых они были добыты (заодно и урок географии получился). Задача собрать как можно больше камней. Отправлялись мы из Антарктиды ( не очень -то удобная база для пиратов, но сына не смутило), бросали игральный кубик, линейкой отмечали расстояние выпавшее на кубике. А затем кто быстрее соберет как можно больше камней. Но самого богатого пирата мы все же определили по-другому. На вес. В смысле пиратов мы не взвешивали, а их награбленные сокровища. У сына получилось на 6 гр больше. И тут я ему как раз ! информацию про караты. Немного разочаровалась , но и обрадовалась. Про караты я уже вскользь ему упоминала пару месяцев назад, но мне показалось, что он особенно и не слушал, а все же нет, как оказалось, запомнил.



4) Пословицы и поговорки (идея подсмотрена у kinoprogulka) :

Предложила сыну подобрать к пословицам подходящие картинки, картинок специально дала больше, чем надо. Потом обсудили, что означает каждое выражение. Что-то сам догадался, что-то обьяснила. Понравилась история происхождения выражения : бросать камень в чужой огород (наверное, потому что из Франции, да и камней тут у нас, повторюсь , завались, прямо пример из жизни :) ):



5) рассмотрели фотографии Шапки Мономаха и короны Английской королевы. Поискали известные камни.

6) конверты для детектива : в конвертах подборка фото для одного камня, по фото надо было догадаться о каком камне идет речь. Здесь наборы для обсидиана, хризоплаза, аметиста и изумруда (если вы сразу не догадались, то сможете это сделать, прочитав соответствующие статьи из книги « Легенды о камнях ») :



7) вот ещё одна игра , не требующая практически никакой подготовки. Мы рассказывали истории про камни с кубиками, а для камней взяли простой игральный кубик:



8) С презентацией о происхождении камней отдельный эпизод. Я пользовалась книгой о Минералогии , которую упоминала выше , но если бы я просто прочитала ее сыну, он бы точно ничего не запомнил. Pосле первого прочтения, я тоже толком ничего не уловила. Тогда и появилась идея сделать веселую презентацию и поиграть с ней.

Перед тем как показать презентацию , предложила сыну ответить на вопросы о способах рождения камней ( то как это представляли себе люди в далёкие времена) , а потом уже занялись рассматриванием рисунка.



К презентации я сейчас делаю список вопросов на верно/неверно, в следующий раз поиграем.

Ну, не обошлось и без рисования. В прошлое воскресенье достали краски , разложили камни на цветной бумаге и стали придумывать как бы их « обрисовать », вот что получилось :



У меня еще камней 20 в загашнике лежит, которые я буду доставать по случаю и без случая, например, на нашу тему о Японии я отложила яшму, камни кровь дракона и тигровый глаз. У меня есть еще и другие идеи как поиграть с камнями, но, пожалуй, пока достаточно и того, что написала. Пусть вас не пугает обьём, начали мы заниматься камнями бoльше месяца назад и в неделю у меня уходит не больше 15-20 минут на два-три присеста. Так что в итоге не больше часа в неделю.

Мне просто хотелось показать и рассказать, что камни - это тема, доступная для всех, как для малышей так и для взрослых, и для людей с разными интересами, потому что она пересекается со многими другими темами, камням везде найдется место, они вокруг нас, и это просто красиво.

Я вспоминаю маленький эпизод : когда сыну еще не было и года, я застала его за таким занятием : передвигась на попе, он собирал щебенку в пыли и засовывал камeшки в пластиковую бутылку, пролезет - не пролезет. Это , конечно , не самоцветы и не минералогия, но все начинается с малого, сначала камушки в пыли и на пляже, а потом и первая маленькая коллекция.

домашние занятия, подготовка, Камни

Previous post Next post
Up