«Раньше я жил в Москве, а теперь - в России». Интервью с Александром Лапиным.

Feb 05, 2013 15:21


Александр Лапин - писатель, журналист, бизнесмен. Начинал в Казахстане, затем работал в «Комсомольской правде», в которой прошел путь от корреспондента до одного из руководителей газеты. В 2000 году покидает Москву, уезжает в провинцию, где практически с нуля создает собственный издательский бизнес. В свет вышло несколько книг автора, некоторые из них изданы за рубежом. Сегодня Александр Лапин - гость «ЧВ».




-Александр Алексеевич, Ваша биография весьма насыщена - писатель, журналист, политик, бизнесмен, общественный деятель. Какие роли Вы сами для себя определяете как главные?

- По профессии и мировоззрению я в первую очередь журналист. По-прежнему стараюсь выступать в СМИ по важнейшим вопросам. Что же касается издательского бизнеса, то заниматься им начал не из желания во что бы то ни стало заработать денег. Для печатных СМИ в начале 1990-х наступил тяжелый период, в том числе и для «Комсомольской правды», в которой я тогда работал, и, чтобы ее поддержать, мы стали создавать сеть региональных представительств. Толчком начать собственное дело стал момент, когда жена, увидев, как я делаю бутерброд, сказала: «Ты слишком толсто мажешь масло». Это было после моей высылки из Казахстана. И мы, по сути, являлись беженцами. Вместе с детьми ютились в общежитии. Представители первой волны предпринимателей о миллиардах не мечтали. А пошли в бизнес от большой нужды. Плюс желание почувствовать себя свободными, а не просто выживать. Вот и я стал предпринимателем по необходимости.

- Сейчас стала модной философия дауншифтинга, увлекаясь которой, люди бросают высокооплачиваемую работу, уезжают в провинцию и начинают заниматься любимым делом. Когда в 2000 году Вы покидали Москву и руководящую должность, с этим понятием никто еще не был знаком. Каковы были Ваши личные мотивы такой кардинальной смены социального статуса?

- Такого слова, как дауншифтинг, в русском языке я не знаю. И страшно не люблю подобные заимствования. Всегда можно найти синонимы и все объяснить. По-нашему это называется уход, его пропагандировал еще Лев Николаевич Толстой.

А что касается меня, то лучше малый сам, чем большой зам. Прошли наиболее бурные годы, и меня стала есть тоска. Столицу я так и не полюбил. Москва действительно вытягивает из тебя силы. И я подумал: не попробовать ли самому похозяйствовать? Но дело свое я не бросал. Позиция «уходя, сжигать мосты» для меня в принципе неприемлема.

- Когда Вы ощутили в себе тягу к писательству? И каковы были мотивы, побудившие взяться за роман?

- Наверное, каждый настоящий журналист мечтает создать, как говорится, нетленку. Плюс у каждого человека есть свой внутренний долг. Не выполнил его - и чувствуешь, что не совсем состоялся, реализовался. Поэтому тяга к писательству периодически у меня возникала. Но оформилась к 2000 году. Мы на тот момент проживали очень интересный период. Распад великой империи. Радикальная смена культурного, экономического, политического строя. Революция, сепаратизм, гражданская война. Такое бывает, наверное, раз в две тысячи лет.

- «Русский крест» - роман-эпопея, состоящий из пяти книг, в которых раскрывается судьба четырех главных героев. Какой период истории охватывает произведение?

- В разной степени готовности сегодня есть пять книг. Действие начинается примерно в 1979-1980 году, с момента начала афганской войны, подготовки к Олимпиаде в Москве. Но где все закончится и какой период в итоге охватит роман, я пока не знаю.

- Первая книга романа «Утерянный рай» - о юности главных героев. Насколько она автобиографична?

- Мне всегда было интересно жить на свете. Так что в каждом персонаже - частичка моего опыта, и все они - плод моих размышлений, хотя что-то, разумеется, списывается с реальных прототипов. Самое смешное, что многие теперь, узнавая себя в ком-нибудь из героев, задают мне один и тот же вопрос: «Это про меня?».

Никакой уникальной судьбы я не описал. Все, что происходит с главным героем и его друзьями, за годы существования советской власти случалось с десятками миллионов: школа с красными звездочками и галстуками, армия, институт, работа… А потом Советский Союз рухнул. Миллионы русских немцев уехали на историческую родину. Миллионы вчерашних советских людей взялись за предпринимательство. Миллионы потерялись, спились. Об этих людях я и пишу.

- Дегероизация всего и вся, в том числе литературы - опасный тренд сегодняшнего состояния общества. Как Вы считаете, по силам ли литературе создать героя, которому могли бы подражать, и нужен ли он?

- Раньше я жил в Москве, а теперь живу в России. Дегенерация общества, которая так живо описывается в современной российской литературе, связана с тем, что многие авторы живут именно в столице. В этом Вавилоне XXI века собрано, с одной стороны, все самое сильное, динамичное, а с другой - все самое искушающее и унижающее человека. Так что люди пишут о той жизни, которую видят за окном. Но жизнь эта искусственная.

А есть еще страна, в которой люди живут по-иному. У них нет гигантских денег. Нет возможности украсть их, у них жизнь не выморочная, а настоящая - со своими страстями, взлетами и падениями. И героями страна полна, только их нигде не показывают. Я вижу их каждый день. В какой-то момент они растерялись, но не сломались, встали и начали пахать. Романов о них никто не пишет. Поэтому я хочу в своей книге хотя бы частично отдать им дань уважения. Я надеюсь, что роман будет интересен старшему поколению, чтобы вспомнить былое, поразмышлять о своей жизни, а молодежи - чтобы лучше понимать своих родителей. Через какие испытания и перипетии они прошли. Пережили большую общественную и личную трагедию. Но сумели остаться людьми.

Беседовал Максим Горохов

перестройка, Русский, жизнь, роман, застой, литература, девяностые, ельцин, утерянный рай, CCCР, новинка, судьба, воспоминание, Россия, детство, книги, Алесандр Лапин, брежнев, поколение, интервью, время, крест

Previous post Next post
Up